Проверяйте контрагентов
Как минимизировать риски для бизнеса. Почему важно проверить репутацию контрагентов.
Почему нужно проверять контрагентов
Если вы рассчитываетесь с контрагентом, который не платит налоги и обналичивает полученные денежные средства или переводит их на «фирмы-однодневки», то налоговая и Центробанк считают, что вся цепочка платежей может совершаться в целях уклонения от уплаты налогов и отмывания денег.
Обратите внимание, что к любому участнику такой цепочки платежей со стороны надзорных органов и банка могут быть вопросы.
Те же вопросы могут вызывать и зачисления денежных средств, например, на счета организаций розничной торговли, которые передают наличку третьим лицам, а от них получают на расчетный счёт безналичную оплату, проводя многочисленные транзитные операции. Поэтому до заключения договора и проведения платежей каждая компания должна проявить принцип должной осмотрительности― проверить своего контрагента.
Какую информацию о контрагенте нужно проверять
В первую очередь нужно проверить:
- работает ли организация или ИП по данным налоговой, не находится ли в состоянии банкротства или ликвидации,
- у кого есть право подписывать документы без доверенности от имени организации,
- каким видом деятельности занимается контрагент,
- где контрагент находится,
- какая информация есть в интернете о контрагенте, его продукции и контактах.
Что входит в деловую репутацию контрагента
- информация о задолженности по налогам,
- информация о непогашенном исполнительном производстве и исков к контрагенту,
- информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ,
- финансовые показатели за прошлые периоды работы,
- наличие активов и сотрудников для ведения деятельности.
Что будет, если работать с контрагентами непроверенной репутации
Непроверенный контрагент может не исполнить свои обязательства по договору, что принесет прямые убытки бизнесу, которые придется возмещать длительное время в судебном порядке.
Кроме того, если компания платит контрагенту, который является «фирмой-однодневкой» или «транзакционной единицей» и не платит налоги, то налоговые инспекторы могут заподозрить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды. В результате взаиморасчеты с сомнительным контрагентом не будут учтены при определении базы для расчета НДС и налога на прибыль, а компания может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Банки тоже ежедневно обращают внимание на уровень риска контрагентов, с которыми работают клиенты, оценивая в первую очередь риски вовлеченности в операции по отмыванию денежных средств (легализации). Если платеж направляется на сомнительного контрагента или поступает от такого контрагента, то банк имеет право отказать в проведении платежа на основании 115-ФЗ
Если в операциях было отказано два и более раза в течение года, то банк имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета.
Центробанк осуществляет мониторинг всего банковского сектора и оценивает уровень риска вовлеченности юридических лиц и ИП в проведение подозрительных операций. С декабря 2021 года Банк России начнет пилотное тестирование платформы «Знай своего клиента»(ЗСК) для отладки её работы и апробации взаимодействия с кредитными организациями в реальных условиях. Банки начнут ежедневно получать от Центробанка оценку риска по всем клиентам и будут её учитывать при принятии решения об открытии счёта или о проведении операции. Масштабировать работу сервиса планируется к середине 2022 года. Дополнительно планируется запуск ресурса, где юридическое лицо и ИП самостоятельно сможет проверить уровень своего риска по оценке Центробанка.
Как избежать рисков
- До подписания договора проверяйте нового контрагента на сайтах ИФНС egrul.nalog.ru и pb.nalog.ru/search.html
Это бесплатные источники актуальной информации о вашем контрагенте на текущую дату.
- Пользуйтесь сервисами проверки контрагентов, которые консолидируют информацию из официальных источников.
Что делать, если оценка репутации моей компании средняя
Чтобы улучшить репутацию компании, рекомендуем не реже двух раз в год проверять отображение информации о ней в публичных источниках. Если какая-то информация устарела или имеет неточности, то ее нужно обновить.
Если есть непогашенная задолженность по налогам или исполнительному производству, то для улучшения деловой репутации задолженность нужно погасить.
По итогам года предоставляйте в налоговую финансовые отчеты и сведения о сотрудниках. Эти данные обновляются один раз в год и будут доступны вашим партнерам в открытых источниках.
Если компания получала отказы в операциях или открытии счета, пройдите процедуру пересмотра отказа (реабилитации). Как это сделать подробно написано в Методических рекомендациях Центробанка для предпринимателей.