Главная / Бизнес / Финансовая грамотность / Проверяйте контрагентов

Финансовая грамотность

Проверяйте контрагентов

Как минимизировать риски для бизнеса. Почему важно проверить репутацию контрагентов.

Почему нужно проверять контрагентов

Если вы рассчитываетесь с контрагентом, который не платит налоги и обналичивает полученные денежные средства или переводит их на «фирмы-однодневки», то налоговая и Центробанк считают, что вся цепочка платежей может совершаться в целях уклонения от уплаты налогов и отмывания денег.

Обратите внимание, что к любому участнику такой цепочки платежей со стороны надзорных органов и банка могут быть вопросы.

Те же вопросы могут вызывать и зачисления денежных средств, например, на счета организаций розничной торговли, которые передают наличку третьим лицам, а от них получают на расчетный счёт безналичную оплату, проводя многочисленные транзитные операции. Поэтому до заключения договора и проведения платежей каждая компания должна проявить принцип должной осмотрительности― проверить своего контрагента.


Какую информацию о контрагенте нужно проверять

В первую очередь нужно проверить:

  • работает ли организация или ИП по данным налоговой, не находится ли в состоянии банкротства или ликвидации,
  • у кого есть право подписывать документы без доверенности от имени организации,
  • каким видом деятельности занимается контрагент,
  • где контрагент находится,
  • какая информация есть в интернете о контрагенте, его продукции и контактах.


Что входит в деловую репутацию контрагента

  • информация о задолженности по налогам,
  • информация о непогашенном исполнительном производстве и исков к контрагенту,
  • информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ,
  • финансовые показатели за прошлые периоды работы,
  • наличие активов и сотрудников для ведения деятельности.


Что будет, если работать с контрагентами непроверенной репутации



Непроверенный контрагент может не исполнить свои обязательства по договору, что принесет прямые убытки бизнесу, которые придется возмещать длительное время в судебном порядке.

Кроме того, если компания платит контрагенту, который является «фирмой-однодневкой» или «транзакционной единицей» и не платит налоги, то налоговые инспекторы могут заподозрить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды. В результате взаиморасчеты с сомнительным контрагентом не будут учтены при определении базы для расчета НДС и налога на прибыль, а компания может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Банки тоже ежедневно обращают внимание на уровень риска контрагентов, с которыми работают клиенты, оценивая в первую очередь риски вовлеченности в операции по отмыванию денежных средств (легализации). Если платеж направляется на сомнительного контрагента или поступает от такого контрагента, то банк имеет право отказать в проведении платежа на основании 115-ФЗ

Если в операциях было отказано два и более раза в течение года, то банк имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета.

Центробанк осуществляет мониторинг всего банковского сектора и оценивает уровень риска вовлеченности юридических лиц и ИП в проведение подозрительных операций. С декабря 2021 года Банк России начнет пилотное тестирование платформы «Знай своего клиента»(ЗСК) для отладки её работы и апробации взаимодействия с кредитными организациями в реальных условиях. Банки начнут ежедневно получать от Центробанка оценку риска по всем клиентам и будут её учитывать при принятии решения об открытии счёта или о проведении операции. Масштабировать работу сервиса планируется к середине 2022 года. Дополнительно планируется запуск ресурса, где юридическое лицо и ИП самостоятельно сможет проверить уровень своего риска по оценке Центробанка.


Как избежать рисков

Это бесплатные источники актуальной информации о вашем контрагенте на текущую дату.

  • Пользуйтесь сервисами проверки контрагентов, которые консолидируют информацию из официальных источников.


Что делать, если оценка репутации моей компании средняя

Чтобы улучшить репутацию компании, рекомендуем не реже двух раз в год проверять отображение информации о ней в публичных источниках. Если какая-то информация устарела или имеет неточности, то ее нужно обновить.

Если есть непогашенная задолженность по налогам или исполнительному производству, то для улучшения деловой репутации задолженность нужно погасить.

По итогам года предоставляйте в налоговую финансовые отчеты и сведения о сотрудниках. Эти данные обновляются один раз в год и будут доступны вашим партнерам в открытых источниках.

Если компания получала отказы в операциях или открытии счета, пройдите процедуру пересмотра отказа (реабилитации). Как это сделать подробно написано в Методических рекомендациях Центробанка для предпринимателей.

1119