Главная / Статьи / Общество / Выездной туризм - популярнее внутреннего

Общество

Выездной туризм - популярнее внутреннего

Выездной туризм по-прежнему остается намного популярнее внутреннего

В последние годы ситуация на туристическом рынке России постепенно накалялась, достигнув апогея в 2011 и начале 2012 года. В это время резко усилились негативные тенденции, связанные с демпингом, снижением доходности, бесконтрольным разрастанием рынка при нулевом пороге вхождения. Как отмечают эксперты, все эти проблемы актуальны и для туристического рынка Пермского края.

– Особенно остро стоит проблема демпинга, – отмечает Михаил Краснов, президент Пермской туристической гильдии. – Для ее решения необходимы совместные действия власти и бизнеса. Например, в США демпинг исключен на законодательном уровне, поскольку все турагенства входят в единый орган. Там демпинг считается непорядочным поведением по отношению к партнерам. А в России же в этом плане еще «дикий Запад».

По данным Росстата, среди российских туристов по?прежнему самым популярным местом отдыха остаются прибрежные курорты Турции, в этой стране, по итогам 2011 года, побывало около 3,2 млн наших соотечественников.

– В связи с событиями в Африке и Азии впервые за долгое время по числу отдыхающих россиян Китай обогнал Египет. В целом мы видим рост по всем направлениям: как во внешнем, так и во внутреннем туризме. Это очень хорошо: значит, наши соотечественники стали более платежеспособными. Одновременно с этим они стали и более требовательными к качеству отдыха, – рассказал руководитель пресс­ службы Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Мосеев.

Однако сами представители отрасли не столь оптимистично смотрят на развитие туризма в России. По словам Михаила Краснова, туристический поток в текущем году вряд ли будет расти, поскольку этому не способствует экономическая ситуация. Он прогнозирует максимальный рост лишь на 1?2?%.

Туристический популизм

– В туристической сфере присутствует некоторый популизм, – комментирует господин Краснов. – Очень много говорят о защите потребителей, но мало внимания уделяется защите бизнеса. Например, в нашей стране абсолютно нормальна ситуация, когда турист обращается в профессиональное агентство для разработки индивидуального тура, а потом с этим предложением обращается в другие фирмы и ищет, где дешевле.

С другой стороны, потенциальные туристы уверены, что вышеназванное – проблемы исключительно турфирм, ибо человек в любом случае будет исходить из собственных интересов, то есть «искать, где лучше». Особенно учитывая существующее мнение о том, что туристические агентства зачастую завышают цены, а современные технологии позволяют самостоятельно продумывать и организовывать поездки за границу. Действительно, подобрать и забронировать отель при знании английского теперь достаточно просто, да и сами отели готовы работать не только с фирмами, но и с частными лицами. Если планировать свой отдых заранее, то авиабилеты с учетом скидок могут стоить даже дешевле, чем чартерный рейс.

– Мы с друзьями уже несколько раз сами организовывали собственные поездки за границу, и это получалось на порядок дешевле. Кроме того, можно было самим спланировать, где и сколько дней мы хотели бы провести, независимо ни от какой туристической группы, – поделился опытом самостоятельных путешествий пермяк Евгений Ефимов. – Конечно, есть некоторые неудобства: никто не встречает по приезде в аэропорт, приходится самим решать возникающие проблемы. Но в молодом возрасте это кажется мелочами.

Не обращают внимания

Представители отрасли недаром жаловались на отсутствие внимания краевых властей к их проблемам.

– Для нас выездной туризм не является приоритетом, у нас, напротив, есть задача перераспределить туристические потоки, – отметили в пресс­ службе губернатора Пермского края. – Ведь жители Прикамья уезжают за рубеж и тратят деньги там. А перед нами стоит задача привлечь внимание жителей региона к внутреннему туризму, сделать этот вид отдыха более привлекательным.

На территории региона реализуется ряд проектов и программ, направленных на увеличение туристской привлекательности Прикамья: краевая целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае (2008–2012 годы)», проекты «Пермь – культурная столица», «Пермский край – территория культуры». Основную ставку власти региона делают на фестиваль «Белые ночи», который впервые прошел у нас в июне прошлого года.

Отметим, что данные о количестве туристов, которых удалось привлечь, по итогам фестиваля в 2011 году расходились у разных чиновников. Экс­министр Николай Новичков говорил о 500 тысячах человек, посетивших мероприятия фестиваля, из них около 20 тысяч – туристы. По результатам же оценки эффективности фестиваля, проведенной Пермским филиалом Высшей школы экономики, общее количество уникальных посетителей фестиваля составило 146 тысяч человек, в том числе 16 тысяч туристов.

В этом же году краевые власти впервые планируют привлекать туристов на фестиваль «Белые ночи» в сотрудничестве с туроператорами. С этой целью министерство культуры объявило конкурс на создание, продвижение и реализацию туристских и экскурсионных продуктов на базе фестиваля. Общий призовой фонд составляет 2,5 млн руб. При этом организаторы подчеркивают, что не менее 50 % от общей стоимости проекта должны составлять средства, привлеченные участниками самостоятельно.

Событийный туризм

Однако в Ростуризме Пермскому краю для привлечения туристов в регион советуют делать ставку на уже раскрученный и известный бренд «Небесная ярмарка Урала». Фестиваль воздухоплавания, который проводится ежегодно в Кунгуре с 2002 года, за одну неделю собирает более 62 тысяч человек.

– Многие в стране знают о Пермском крае именно в связи с мероприятиями, проводимыми в регионе, – отмечает Олег Мосеев. – «Небесная ярмарка Урала» как событие очень хорошо звучит на федеральном уровне. Я думаю, что Кунгур должен стать локомотивом в плане развития регионального туризма. Кроме того, привлечению на Урал любителей путешествий способствуют и проекты, подобные совместной работе Алексея Иванова и Леонида Парфенова «Хребет России». Региону важно создавать вокруг себя такое информационное поле, чтобы позитив перекрывал весь возникающий негатив. Тогда Пермский край будет ассоциироваться не с «Хромой лошадью», а с Кунгурской пещерой, например.

Большинство специалистов отрасли сошлись во мнении, что Россия и Пермский край в частности практически не реализуют свой потенциал.

– Туристический поток никак не соответствует возможностям нашего региона. Небольшой Кембридж за год посещают около 5,5 млн туристов, в Казахстане благодаря грамотному продвижению за прошлый год добились рекордного роста турпотока. Низкий интерес к нашей стране со стороны иностранцев объясняется во многом еще оставшимся советским менталитетом, это и дорогое проживание при среднем уровне сервиса, и сложности в получении виз, и ограничения при передвижении по территории страны, – резюмировал Михаил Краснов.

КОММЕНТАРИИ

Виктор Тюлин,
директор по маркетингу сети турагентств «Планета»:

Кому нужен низкий сервис при высоких ценах?

– В этом году россияне по?прежнему предпочитают зарубежный отдых отечественному. И главная причина тому – низкий сервис при высоких ценах внутреннего туризма.

За сумму, в которую обойдется туристу, скажем, отдых в Краснодарском крае, можно приобрести путевки в не такие уж «дешевые» страны, как Испания, Италия, Греция. При этом в Европе путешественник гарантированно получит отдельный комфорт и высокое качество обслуживания. А отправляющая его фирма не получит претензий по поводу испорченного отдыха и не потеряет своего клиента. Поэтому турфирмы предпочитают специализироваться на выездном туризме.

На активность туристического отдыха и востребованность туров, кроме традиционных сезонных и экономических факторов, активно влияет развитие транспортных услуг.

К примеру, в этом году организовано сразу несколько новых прямых авиарейсов из Перми, что расширяет круг возможностей для турфирм и частных лиц.

Немаловажен и психологический фактор. К примеру, нынче спрос на речные и морские круизы упал на 15–20?%. Я связываю это с нашумевшими водными катастрофами, случившимися в прошлом году.

Елена Трегубова,
руководитель проекта Информационно­ туристического центра Пермского края:

На экскурсию с Татищевым

– Считаю, что невостребованность внутреннего туризма является, в некоторой степени, мифом. В Пермском крае на эти вопросы теперь обращается серьезное внимание. Стремительно развивается культурный туризм, подталкиваемый фестивальным движением мирового уровня. Все больше наших соотечественников и иностранцев выбирают активный отдых и экстремальный туризм в красивейших местах края: сплавы, охота, рыбалка, ролевые игры.

Однако стоит признать, что условия для пассивного отдыха у нас еще недостаточно развиты: есть отлично организованные места, но с высокой стоимостью обслуживания, рассчитанного не на каждый карман. Да и климат нашего края капризен, достаточно суров и не тянет на тропики, а Кама и реки региона мало сравнимы с южными морскими купелями.

Тем не менее туроператоры Пермского края предлагают разнообразные варианты отдыха для всех. Среди них много необычных, на любой возраст, включающих в себя интерактив. Например, экскурсии с анимацией, где вместе со зрителями в путешествие отправляются Василий Татищев и Федор Граль, или маршрут «Хохловка. Life», где каждый может провести пару дней своей жизни как старинный русский крестьянин, переодевшись в его одежду, занимаясь теми же работами и вкушая плоды трудов своих.

Для грамотного обслуживания гостей министерством культуры был создан краевой туристический портал visitperm.ru, издается двуязычный туристический журнал «Welcome to Perm». С их помощью можно спланировать свой отдых, подобрать экскурсию, узнать информацию об отелях, выбрать достопримечательности для посещения. А у нас, в ИТЦ Пермского края, путешественников проконсультируют на родном, английском и немецком, помогут получить бесплатные карты, путеводители, уникальные сувениры и любопытные материалы о регионе.

277