Формируем турпродукт
На излете минувшего года труженики туристической отрасли Прикамья представили на суд потребителей, партнеров и конкурентов сразу два новых продукта – «Сибирский тракт: пермские истории» и «Жизнь в каменном городе: четыре сезона».
«Сибирский тракт» проходит через культуру разных народов, населяющих села и города, географически нанизанные на этот великий и скорбный путь. «Кандальная» дорога видела сибирских каторжников и ссыльных разных эпох и в то же время была частью трансконтинентального «чайного» пути через Кунгур в Центральную Россию. Принципиальное новшество предложенного маршрута – аудиогид, специально созданный для туристов, желающих самостоятельно познакомиться с историческим центром Кунгура. Поскольку маршрут адресован не только отечественным, но и зарубежным путешественникам, аудиогид предлагается на русском, английском и немецком языке.
Особый интерес вызвала презентация принципиально нового туристического продукта «Жизнь в каменном городе», проходившая в рамках межрегионального туристического форума «Историкокультурное и природное наследие регионов как ресурс туризма». Форум проходил как заключительное мероприятие краевой целевой программы развития туризма в 2011 году.
Форум конкурентов
Татарстан, Удмуртия, Свердловская область и Пермский край в последние годы рассматривают внутренний и межрегиональный туризм как полноправную отрасль экономики. В Пермском крае иностранные гости составляют не более 2 % ежегодного трафика путешественников, посещающих регион с рекреационным целями. Население соседних регионов, удаленных не более чем на 700 км, является наиболее интересной целевой аудиторией для туроператоров, работающих на местном ресурсе. Аналогичная ситуация во всех соседних регионах. При этом встречный поток позволяет заработать как принимающей стороне, так и организаторам поездок в соседние города, территории. По большому счету конкуренты являются партнерами, тем более что есть возможность разработки совместных маршрутов, охватывающих соседние регионы.
Участники форума, в частности, горячо обсуждали перспективный тур «По следу Ермака», который начинается в Пермском крае и заканчивается в Тобольске. Огорчает туроператоров одно: в современных условиях стоимость такого продукта зашкаливает за 30 тысяч рублей при семидневной продолжительности. Потенциальный потребитель за те же деньги поедет на Гоа, в Таиланд или два раза в Турцию, где туристическая отрасль получает государственные дотации. И тем самым стимулируется вывоз отпускных денег из страны.
Жестокий ресурс
Гражданская дискуссия о мерах сохранения памятников природы, истории, археологии, культуры заходит в тупик, наталкиваясь на невозможность сбережения названных объектов силами бюрократического аппарата и нежелание передавать полномочия по использованию памятников ответственному арендатору.
Примером может служить урочище Каменный город неподалеку от поселка Усьва. В 2008 году комплекс останцев, долгое время востребованный только узким кругом знатоков, получил статус памятника природы. Указ губернатора привлек к нему внимание коммерческих структур, и каменный город стал жертвой неконтролируемого паломничества путешественников. Нельзя утверждать, что в урочище целенаправленно приезжали вандалы. Но…
– В 2011 году мы вынесли из Каменного города и вывезли невероятное количество мусора, для его погрузки не хватило пятнадцати КАМАЗов, – говорит Елена Сунцова, сотрудник Центра экологического туризма «Зеленый ветер».
Периодическая очистка мест паломничества народных масс проводится и в Свердловской области. Елена Сеславина поделилась опытом работы на водах, в природном парке «Река Чусовая». Как показывает опыт, сам по себе факт придания статуса памятника и охраняемого объекта не является способом его сбережения.
«Оленьи ручьи», например
Самый показательный пример использования памятника природы в рекреационных целях – природный парк «Оленьи Ручьи» в Свердловской области, где в прошлом году побывало более 60?тысяч посетителей.
– 130 километров от Екатеринбурга, асфальтовая дорога до центрального офиса и хорошая инфраструктура делают «Оленьи Ручьи» самым востребованным парком Свердловской области, – говорит Анна Байчибаева, директор информационно-туристической службы Екатеринбурга. – Парк хорошо зарабатывает. При этом значительную часть доходов тратит на научные исследования, изучает влияние рекреационной нагрузки на состояние памятника природы. Изучает, какие средства защиты эффективны. Какие, наоборот, бесполезны. Результаты этих исследований внедряются при оборудовании троп. Это пример социально ответственного бизнеса. Люди понимают, что вложения в сохранение ресурса обеспечат им стабильную прибыль. Я утверждаю, что у каждого памятника природы должен быть хозяин. Это в сто крат надежнее любой охранной грамоты.
Анна полагает, что отсутствие в Пермском крае природных парков – результат бездействия бизнеса.
– Чиновник не заинтересован, у него нет мотива начать с нуля, создать методику, регламент использования памятника природы. В федеральной нормативной базе этот вопрос не проработан. Надо начать, поработать бесплатно. Показать чиновнику, как это делается, воспользоваться нашим опытом. А дальше дело пойдет.
По мнению компетентных участников форума, Пермский край располагает богатым ресурсом для создания природным парков и развития туризма на их базе.
Город каменный - Пермь
Культурная революция, развивающаяся у нас в формате вялотекущего скандала, перемежающегося фестивалями, безусловно привлекает внимание к нашему региону. Пермь на слуху и на языке у ньюсмейкеров и блогеров. Но самое неожиданное: Пермь стала кинематографическим городом.
– Ну кто прежде мог пойти на экскурсию в Закамский затон? – вопрошает Даниил Антипов, руководитель экскурсионного направления одной из пермских турфирм, партнер съемочной группы фильма «Географ глобус пропил». – А теперь от желающих отбою нет… Посмотрим, что будет, когда фильм выйдет на экраны.
Ему вторит Юрий Овчинников, креативный продюсер сериала «Реальные пацаны»:
– С самого начала проект предполагалось снимать в Перми, город является одним из действующих лиц сериала. Теперь люди хотят знать, где и что снималось.
Не исключено, что экскурсия по следам «реальных пацанов» будет начинаться с дома № 171 по улице Монастырской.
И все же Пермь – город каменный, то есть в каких то проявлениях окаменевший.
Например, единственный информационнотуристический центр находится в центре города, но от пешеходного трафика надежно отгорожен. Понятно, что при отсутствии указателей туда может попасть только специально ориентированный турист в сопровождении гида.
– Мы работаем уже два с половиной года, но до сих пор не можем решить вопрос с размещением указателей, – поясняет сотрудник центра. – Дело в том, что мы краевая структура, а указатель может согласовать город.
Муниципалитет развитием туризма не занимается, поэтому и указателей не вешает.
А жизнь в каменном городе кипит вне зависимости от сезона и настроения тех, кто им управляет. Возможно, итоги туристической пятилетки будут существенно отличаться от заданных на старте параметров, но в целом сохраняется нужный тренд: Пермь как понятие становится все более интересной, узнаваемой, открытой. Любопытные люди хотят к нам приезжать, чтобы посмотреть, и неважно, будут они ругать, хвалить или посмеиваться над нашими причудами. Туристическим трафиком прирастает экономика края.
СПРАВКА
Для сравнения: Население Елабуги составляет 71 тыс. человек. Ежегодно
город посещают 132 тысячи организованных туристов, до 50 тыс. гостей
бывает здесь во время проведения традиционной ярмарки. Москву с
туристическими целями посещают 600 тыс. человек в год, в Кунгурскую
ледяную пещеру приезжают на экскурсию 120 тыс. человек в год, на Байкал
ежегодно едут 49 тыс. туристов. В среднем путешественник тратит в городе
пребывания 500 рублей в день на развлечения и транспорт, не считая
расходов на проживание.