Субсидии по страховке
Страхование сельхоз-рисков может стать обязательным
C 1 января 2012 года вступил в силу закон о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования. Изменения в большей степени коснулись страховщиков и предпринимателей, ведущих сельское хозяйство в зонах рискованного земледелия и регионах с неблагоприятной экологической обстановкой. В целом закон призван стимулировать агрострахование с господдержкой, ведь из года в год все меньше аграриев страхуют свои предприятия.
По данным Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства, в 2010 году договоры страхования с господдержкой заключили 2365?предприятий, тогда как в 2006?м их было 7544. Что касается страхования урожаев, то оно в Прикамье развито недостаточно, поскольку в целом не является выгодным для товаропроизводителей.
Субсидии по страховке
Новый закон №?260 от 25.07.2011 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» предусматривает дополнительные выплаты страховщикам из федерального бюджета. Кроме того, документ вносит изменения в закон «О развитии сельского хозяйства» и изменяет порядок предоставления субсидий регионам по отдельным направлениям в сфере производства сельхозпродукции, выставляя в качестве условия наличие договора страхования.
Фактически возможность выделения субсидий ставится в зависимость от наличия договора страхования, что вынуждает предпринимателей страховать хозяйства.
– Важнейшее изменение – в том, что различные меры поддержки регионам могут быть не предоставлены, если предприятие не будет застраховано, – пояснил заместитель министра сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов. – Часть затрат – такие как вложения в минудобрения, элитное семеноводство или племенное животноводство, – обычно возмещалась. Теперь же закон говорит, что Минсельхоз может не оказать региону эту поддержку, если предприятия территории не застрахованы.
По его словам, хозяйствам попросту невыгодно страховаться, поскольку ставки в пределах 8–12?процентов слишком высоки.
Важным новшеством является то, что документ закрепляет право страховщика на получение субсидии в размере 50?% начисленной страховой премии. Если раньше страхователь должен был заплатить сразу 100?%, а потом получить от государства 50?%ю компенсацию, то теперь нужно будет внести только половину средств, остальное поступит от государства напрямую страховщику.
Овчинка выделки не стоит
Такой вид услуги, как страхование урожаев, в Прикамье тоже весьма непопулярен. Хотя список происшествий – опасных природных явлений, аварий, пожаров, болезней, в результате которых хозяйство может понести убытки и начинает действовать господдержка, – максимально широк. Кстати, выплата начисляется и в случае гибели урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, компенсируется и массовый падеж животных.
Несмотря на это, свои урожаи страхуют лишь единицы. Для небольших предприятий затраты на страхование неподъемны. А крупным агрохолдингам такое страхование невыгодно, поскольку вероятность страхового случая мала и при его наступлении выплаты не покрывают убытков. По данным краевого минсельхоза, от засухи 2010 года понесли серьезные убытки 99 предприятий Прикамья, однако только два из них были застрахованы и получили соответствующие выплаты.
Кроме того, особенность терминологии нового закона в том, что для признания факта «гибели» (утраты) должны быть соблюдены определенные критерии. Согласно закону, утратой урожая сельскохозяйственных культур считается потеря более 30?% урожая по сравнению с запланированным объемом. Утратой многолетних насаждений считается потеря жизнеспособности растений более чем на 40?% площади земельных участков.
– По нашим данным, для пермских производителей гибель 30?% урожая – случай небывалый, гораздо чаще случается недобор, поэтому вряд ли кому?то будет интересно страховать урожай от гибели, – констатирует Иван Огородов. – Насколько мне известно, чаще страхуют технику или готовую продукцию.
По мнению экспертов, страхование сельскохозяйственных рисков в том виде, как оно существует сейчас, является глубоко убыточным и для другой стороны – страховщиков.
Возможно, поэтому изменения в законодательстве не вызвали большого интереса со стороны профессионального сообщества.
– Наша компания крайне редко страхует сельхозпредприятия, поэтому новый закон о господдержке нами изучен мало, – пояснили в прессслужбе одного из крупнейших страховщиков «РосгосстрахПоволжье».
Поиски взаимопонимания
Тем не менее агрострахование в Прикамье все же существует. Как пояснил директор компании «РЕСОГарантия» Сергей Нечаев, большей частью пермские предприятия используют страхование в животноводстве.
– Мы занимаемся страхованием крупного рогатого скота от гибели в результате стихийных бедствий или болезней, но это не является приоритетным направлением для нашей компании, – сказал он. – Поскольку мы представлены в городе, то обращений к нам немного, стало быть, и господдержкой мы не пользуемся. Если же говорить в целом, то у нас сельскохозяйственное страхование малозаметно, очень уж специфичное это направление.
В то же время представитель сельскохозяйственного предприятия «Русь» рассказал, что страхование урожая ранее использовалось и в экстремальных погодных условиях Прикамья оказывалось выгодным.
– В прошлые годы мы страховали от гибели посевные площади пшеницы, ячменя, овса и других культур, – пояснили нам в СК «Русь». – В этом был смысл, поскольку в Прикамье непредсказуемые погодные условия и наступление страхового случая очень вероятно, – какая?либо культура все равно вымерзнет или засохнет. Например, после засухи 2010 года и гибели части урожая мы получили возмещение от страховой компании. Однако страхование в 2011 году мы уже не потянули. В этом году мы не уверены, будем ли страховать посевы, потому что на нас лягут расходы по страхованию опасных производственных объектов.
Новый закон №?260 в большей степени проводит интересы страховых компаний, для предпринимателей страхование сельскохозяйственных рисков остается невыгодным. Однако участники рынка отдают себе отчет, что принятие закона свидетельствует о постепенной подготовке почвы для введения обязательного страхования сельскохозяйственных рисков. Следующим шагом законодателя для достижения взаимовыгодного сотрудничества между страховщиками и предприятиями должно стать создание подходящих условий для предпринимательства.