Главная / Статьи / Общество / Автостраховой скандал - полисы ОСАГО

Общество

Автостраховой скандал - полисы ОСАГО

Новый порядок техосмотра парализовал бизнес техцентров в Пермском крае

Рейдерский захват, наглая коррупционная схема или простое мошенничество – такие оценки звучали в кулуарах встречи, состоявшейся 18 января Управлении ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю.

Виновников скандала не пригласили, в зале собрались исключительно пострадавшие. Впрочем, главное действующее лицо, к которому обращены были все претензии, виртуально присутствовало в зале. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин был главным ньюсмейкером всероссийской видеоконференции, ход которой транслировался в зал заседаний Пермского краевого ГИБДД.

Более сотни сотрудников и владельцев техцентров нашего региона имели возможность убедиться: критическая ситуация
складывается по всей стране.

Вот тебе и новый год

С 1 января страховщики не имеют права продавать полисы ОСАГО без предъявления клиентом талона о прохождении техосмотра. Страхователь обязан обратиться за техосмотром в один из техцентров, аккредитованных РСА. При этом в техцентре ему выдадут талон техосмотра нового образца. В течение первого квартала наступившего года допускаются к обращению бланки старого образца.

Закавыка в том, что полномочием выдавать такие бланки обладал до 1 января 2012 года только один орган – ГИБДД. Неиспользованные талоны техосмотра эта структура распределяет сегодня между аккредитованными в РСА техцентрами пропорционально расчетной нагрузке.

Вроде бы все справедливо и законно, однако для получения талонов необходимо приезжать Управление. Для Перми, Краснокамска больших затруднений нет, но, например, из Березников не наездишься. Бланки нового образца аккредитованные техцентры получают согласно регламенту ежеквартально. Для этого необходимо пройти аккредитацию, провести расчет на калькуляторе пропускной способности, заключить трехсторонний договор с РСА и Гознаком, оформить заявку, получить талоны в нужном количестве. Беда в том, что ни один из техцентров Пермского края, а их в реестре более шестидесяти, до сих пор не получил ни одной партии бланков талонов техосмотра.

По странной закономерности такая же ситуация сложилась на всей территории России  от Якутии и Хабаровска до Калининграда и Карелии. В ходе видеоконференции регионы один за другим включались в обсуждение ситуации. Каждый задавал Павлу Бунину один и тот же вопрос: почему талоны нового образца предоставляются только одной организации – ЗАО «Техосмотр»?

Клиент доволен

Предпринимателей по большому счету настораживает не только сбой системы распределения талонов. При небольшой нагрузке, а в январе она традиционно невысока, можно было обойтись ограниченным количеством старых талонов. Настораживает тот факт, что клиент попросту отвернулся от техцентров, не входящих в ЗАО «Техосмотр».

Есть заявления, не только устные, но и официально оформленные обращения в прокуратуру о том, что ЗАО «Техосмотр» собственно технического осмотра транспортных средств не производит.

– У них нет ни помещения, ни технологического оборудования! – заявляет председатель НП СРО «Автоэксперт» Александр Харланов. – Проверить это не составляет труда. ЗАО «Техосмотр» попросту торгует талонами техосмотра в нагрузку к полису ОСАГО от компании «Росгосстрах». У меня нет сомнения, что это аффилированные компании.

Перетекание страхователей к названной паре компаний объясняется в первую очередь тем фактом, что для получения талона техосмотра и полиса ОСАГО не нужно подвергать автомобиль инструментальному контролю и испытаниям на технологической линии. Диагностика проводится на глазок зачастую самим страховым агентом.

Интернет пестрит комментариями в поддержку именно такого подхода к делу. Ситуация, по мнению руководства ГИБДД, угрожает снижением безопасности на дорогах.

Угроза бизнесу

Оператор технического осмотра обязан направить в РСА сведения об имеющихся у него в распоряжении диагностических линиях и диагностических постах, а также сведения о количестве технических экспертов, находящихся в штате. Новый порядок содержит и новые требования к кадрам. Эксперт обязан иметь либо пройти специальную подготовку. Мобилизация техцентров накануне вступления в действие нового порядка технического осмотра потребовала существенных затрат. Практически никто не заметил очевидной дыры в регламенте. Сведения должны быть предоставлены в виде документов. Инспектировать фактическое оснащение никто не обязан. В условиях традиционного правового нигилизма потенциальный клиент выбирает для себя техцентр, торгующий талонами техосмотра и диагностическими картами. Особенно удобно, когда адрес техцентра буквально совпадает с адресом страховой компании. Процедура сводится к работе по принципу одного окна, когда полис ОСАГО выдают одновременно с талоном техосмотра, который при таком раскладе никому не нужен.

Есть основания полагать, что крупные страховщики пойдут по пути создания партнерских техцентров, которые будут обслуживать клиентов страховой компании по описанному выше принципу. Конкурентный бизнес технических центров операторов техосмотра, в котором сегодня занято несколько тысяч сотрудников, включая квалифицированный персонал, будет в течение нескольких месяцев уничтожен.

материал от 26.01.2013

283