Главная / Статьи / Инновации / Инновационно­-образовательный кластер свободен

Инновации

Инновационно­-образовательный кластер свободен

Председатель правительства Пермского края Михаил Антонов в рамках Пермского форума сделал доклад, посвященный проекту «Пермь 3.0».

– Я буду говорить о том проекте, который команда носила внутри себя, который только в последнее стал систематизироваться, проявляться и формироваться как основная ценность, которую мы можем дать региону, краю.

Каждый видит то, что хочет

О нем очень много говорится, причем под разными названиями. Кто называет его «Пермь – культурная столица», кто то – «Территория гуманитарных инноваций», кто то – «Инновационный кластер». Каждый в нем видит свое. И это хорошо. Это и есть основа проекта, потому что он создается не по решению власти и управляется не правительством, не из центра, не администрацией губернатора. Он формируется как совокупность больших и малых проектов, которые дадут городу и краю новое качество.

Стоит отметить, что это проект не для Перми. Он в городе, отчасти для города, но, помимо этого, и для региона. По сути, создается модельная площадка, отрабатываются механизмы, которые будут работать в других территориях, так как вызовы постиндустриального общества одинаковы для всех.

Вызовов постиндустриального развития много, и они разные.

Где?то они реализуются в виде жесткого кризиса, как, например, в британских городах Глазго и Эдинбурге, из которых ушла промышленность, и то, что делало жизнь города целесообразной, вдруг исчезло. Для России это тоже характерно. В России снижение доли промышленности в структуре валового регионального продукта произошло с 50 % до 32 %.

Второй симптом – это концентрация населения в крупных и средних городах. Это тенденция: люди хотят получать более качественные услуги и жить в интересной среде. А нам нужно понять, как заместить индустриальное наполнение экономического продукта другими секторами: инноваций, образования, культуры. Решению этой проблемы и посвящен наш проект «Пермь 3.0».

Новизны технологии нет

Мы не первые, кто пошел по этому пути, и новизны как технологии в этом проекте не очень много. Технология трансформации применима не только для Перми, но и для любой территории, которая ищет пути для своего развития. Суть – в центре стоит объект, который является якорным, генерирующим смыслы. Это может быть театр, музей, университет. Вокруг него выстраивается событийный ряд – фестивали, конкурсы, концерты. Следовательно, появляются инвестиции, туристический поток, люди, которые оставляют здесь свои деньги, увозят впечатления, желание вернуться и посмотреть еще что нибудь.

Вокруг центрального смысла появляется новая, например архитектурная, среда. В результате происходит реинвестирование и возвращение денег в этот круг. Этот путь прошел город Эссен в Германии, где ключевой ценностью стал выставочный комплекс; Бильбао, Лиль во Франции и другие.

Почему название проекта «Пермь 3.0» – это типология. 1.0 – город машин, где инновационный бизнес – это забавный эксперимент каких то чудаков, а культура – постоянно спонсируемая сфера; 2.0 – город людей, удобный для их проживания, где развивается то, что делает жизнь людей комфортной; 3.0 – город постиндустриальный, при том, что сохраняются и развиваются ценности города 2.0.

Каким путем идти?

В Перми – существенное количество элементов от города 1.0. Нужно создавать институции, которые будут вытягивать нас из состояния города машин и вести через город людей.

Один из наших главных постиндустриальных вызовов, который стоит перед Пермским краем, заключается в том, что у нас его как такового нет. Например, большинство крупных предприятий функционируют в университетской среде, они получают большие деньги, но внутренней трансформации не произошло. Немножко наши дороги в городе не отвечают требованиям, но ездить то по ним можно, и город убирают быстро. Регион еще и финансово состоятельный. Казалось бы, чего искать?

Именно опираясь на наше сегодняшнее благополучие, мы должны показать обществу и Федерации, что способны реализовывать такие крупные проекты. Стоимость нашего проекта сопоставима с Сочи­2014, чемпионатом мира по футболу и так далее. Этот проект не может быть правительственным, иначе его ждет гибель.

Принято решение двигаться по четырем основным направлениям, которые представляет «Пермь 3.0»: Пермь – культурный хаб (музей PERMM, «Дягилевские сезоны» и др.); проект в области нового урбанизма (главная ценность – мастер­план); инновационно­образовательный кластер и креативные индустрии (Зеленая линия, ПЦРД, Пермский форум и т.д.). По каждому из этих направлений уже пройден определенный путь, и перед нами сейчас стоят огромные задачи. Часть из них мы знаем, как решать, по другой части – находимся в состоянии поиска.

Что уже нашли?

Есть карта наших действий, которая постоянно обновляется, что?то появляется, что то может исчезнуть. Например, новая сцена театра опера и балета – это безусловная ценность, музейный квартал, реконструкция галереи и т.д. В восприятии обычного человека это все ассоциируется со слоганом «Пермь – культурная столица».

В новом урбанизме приоритет – это формирование исторического центра города, набережной, ворота города во всех смыслах (вокзал, аэропорт, автомобильные въезды). Эти проекты напрямую связаны с первым направлением развития. Они не могут друг без друга. Зачем нам гениальный оркестр в театре оперы и балета, если человек не может туда прийти в чистых ботинках? Инновационно­образовательный кластер свободен для предложений. Наконец, креативные индустрии – раздел также можно наполнять новым содержанием.

Программа развития в целом на ближайшие 8–10 лет обойдется в сумму более 350 миллиардов рублей. Ключевая вещь – это реконстр

256