Много моды и ничего?
Повысить региональный IQ можно только путем массированной финансовой экспансии
Уже не первый год региональные власти пытаются разыграть в регионе «инновационную карту». Одна из ее составляющих – проект «Мода на мозги», в рамках коего талантливые и успешные старшеклассники и первокурсники получают «губернаторскую» стипендию, а кандидаты и доктора наук – дополнительные выплаты за ученую степень из краевого бюджета. Впервые в 2012 году расходы бюджета на образование и науку показали невиданный рост.
Пермский инновационный проект, нацеленный на поддержку науки и инноваций, как уже подчеркивали эксперты самого высокого ранга, имеет все шансы стать сценарием, по которому будет в ближайшем будущем развиваться вся страна. Ведь, как известно, недавно Президент РФ Владимир Путин поставил задачу перехода на рельсы «новой экономики», что, в частности, предполагает доведение финансирования науки до 1,7 % ВВП.
О результатах инновационной политики мы беседуем с Анатолием Волынцевым, доктором физикоматематических наук, заведующим кафедрой физики твердого тела ПГНИУ. Кроме того, он является директором Института интегральной оптики и нанотехнологий, созданного в рамках совместного проекта классического университета и ОАО «Пермская научнопроизводственная приборостроительная компания» по федеральной программе кооперации бизнеса и вузов в создании высокотехнологичных производств.
Уже не инфузория, но еще не красный человечек
По оценкам ученых, правительство Пермского края сделало, несомненно, позитивный шаг, повысив материальный уровень жизни ученых, вернув им престижный статус в обществе. В 1990?х годах, с переходом к рыночной экономике, государство начало экономить на науке и образовании. В результате профессура оказалась обижена, ибо в прежние времена люди науки существовали безбедно. Тогда профессоры жили почти – а академики и подавно – при коммунизме.
– Сегодня, создавая талантливым ученым комфортные условия, регионы решают задачу предотвращения с территории хотя бы банального «бегства мозгов», без которых никакая инновационная экономика в принципе невозможна, – говорит профессор. – А факты «утечек» имеются. В последнее время особенно активизировались в этом вопросе китайцы. Последний пример – с «перехватом» разработки перорального инсулина. Пригласив на свою конференцию одного московского ученого, они просто переманили его на место жительства в Поднебесную.
Но создания болееменее комфортных условий для ученых (даже если рассматривать это как вложение в конкурентоспособность региональной экономики в будущем) может оказаться мало. Логическим итогом массированной финансовой экспансии в повышение регионального интеллектуального потенциала, по мнению Анатолия Волынцева, должно стать увеличение степени отдачи науки и образования, их интеграция с инновационными предприятиями. По оценке собеседника «Делового интереса», пока что примеров такой конвертации финансов в успешные проекты продуктивного тесного сотрудничества науки и бизнеса не так много, как хотелось бы.
Консорциум заинтересованных
Тем не менее в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. №?218 ежегодно проводится федеральный конкурс на получение господдержки реализации пилотных комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств. И крупный бизнес – «ЛУКОЙЛПермь», ЗАО «Прогноз», ОАО «ПротонПМ», ОАО «Уралкалий», ОАО «Мотовилихинские заводы», ОАО «ПНППК» – проявляет интерес к участию в совместных научноисследовательских проектах с вузами. К примеру, по итогам конкурса 2010 года поддержку получили три проекта: уже упомянутый проект кооперации ПГНИУ и ОАО «ПНППК», а также два проекта ПНИПУ совместно с ОАО «Мотовилихинские заводы» и ОАО «ПротонПМ».
Особенностью этих работ является совместное финансирование инновационных идей бизнесом и государством в соотношении 50 на 50. Большой объем каждого проекта – сотни миллионов рублей – позволяет наладить реальное производство высокотехнологичных продуктов. Важным фактором является участие наиболее квалифицированных сотрудников предприятий в учебном процессе вузов, а с другой стороны – участие преподавателей вузов, студентов и аспирантов в научноисследовательских, опытноконструкторских и технологических работах непосредственно на территории предприятия.
При этом неплохо развивается фундаментальная наука, что находит отражение в защите диссертаций. Достижения науки тут же реализуются для новых высокотехнологических разработок в создании принципиально новых образцов техники. Здесь реально происходит объединение образования, науки и производства.
Определенным детонатором развития новых идей может стать проект создания площадок научной кооперации пермских научных школ с зарубежными коллегами, который получил название МИГов («международные исследовательские группы»). По мнению профессора, проект МИГов расширяет возможности поисковых исследований, потому что предусмотрено более серьезное финансирование работ, чем, например, конкурсов РФФИ. К примеру, профессор кафедры физики твердого тела ПГНИУ Наталья Скрябина получила максимальный грант в размере 12?млн руб. на три года под проект по водородной тематике.
Однако малые инновационные группы сами по себе не способны на прорывные инновации, завершающиеся налаживанием серийного производства высокотехнологичных продуктов. Для этого нужны «другие» деньги, которые может принести кооперация с бизнесом.
– Лично мне кажется перспективной идея создания постоянно действующего краевого консорциума заинтересованных в инновациях представителей крупного бизнеса и вузов, – говорит Анатолий Волынцев, – которые на условиях вложения собственных средств участвуют в конкурсных процедурах и, далее, «по?джентельменски» распределяют между собой бюджетные средства на реализацию инновационных проектов. Отправной моделью здесь может служить алгоритм проектов, выполняемых по уже упомянутому постановлению №?218 Правительства РФ.
Ботаникмиллионер – молодежи пример
Неотъемлемая часть проекта «Мода на мозги» – популяризация науки как профессии и вида деятельности. Можно ли мотивировать молодежь только шелестом «банкнот»? Не секрет, что большинство 225?балльников – будущие юристы и экономисты. Как стимулировать талантливую молодежь на инновации?
Государство сейчас предпринимает немалые усилия, чтобы радикально изменить ситуацию: сделаны акценты в образовательной политике на приоритетной подготовке специалистов по естественным наукам, утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
По словам Анатолия Волынцева, факт перепроизводства юристовэкономистов очевиден.
– Вот иллюстрация: в 2011 году число бюджетных мест на специальность «Радиофизика» составило 45 человек против 14 человек по специальности «Филология». Физикам дают «зеленый свет», лирики «отдыхают».
В наше время, для того чтобы мотивировать молодежь на занятие серьезной наукой и инновациями, ученым необходимо демонстрировать символы финансового процветания. Талантливые «мозги» нужно с первого курса воспитывать в духе «равнения» на «историю успеха» своего научного руководителя. К тому же молодежи будет интересно идти в науку, если она начнет получать 30–70?тыс. руб. в месяц. Тогда молодежь перестанет подрабатывать в ларьках и начнет заниматься только наукой и инновациями.
Обязательным пунктом, по мнению профессора, должен стать механизм «встраивания» научной молодежи в инновационный маховик не только через грантовые конкурсы стартапов типа «У.?М. Н. И. К», но и через участие во «взрослых» проектах, которые, обрастая студентами и аспирантами, приводят в конечном итоге к формированию готовых высокотехнологичных кластеров.
Как показывает практика, инновации – продукт «середняков». Из выпускников элитных школ хороших студентовестественников получается, к сожалению, не слишком много: большинство из них ориентированы «на выезд» за пределы края – в московские вузы, с прицелом миграции в дальнейшем в США и Европу. Учеников элитных школ «сурово натаскивают» на отдельные предметы, и когда такие уставшие от учебы, но чувствующие себя снобами выпускники приходят в вуз, им на первых курсах просто неинтересно учиться, поскольку многое, чему их учат в вузе, они уже знают из школы.
Поэтому немногих особо талантливых ребят надо отдельно курировать, пестовать и сопровождать их карьеру по индивидуальным программам, сразу приобщая к научной деятельности. По совету Анатолия Волынцева, к таким высоко парящим интеллектуалам неплохо бы приставить специальных менеджеров. А иногда для пробуждения интереса к практической деятельности позволить им замешивать специальный бетон с наночастицами.
Именно такой рецепт подготовки инноваторов применяется на кафедре физики твердого тела ПГНИУ.
PS. Какие изменения произойдут в высоколобой моде в связи с переменами во власти – покажет будущее.