Главная / Статьи / Культура / «Это лучшее, что было в жизни!»

Культура

«Это лучшее, что было в жизни!»

Пермяки Ксения Барбашёва и Александр Таранов победили в проекте «Большой балет» и подарили зрителям «Священных чудовищ»

Почти полгода изящная статуэтка из драгоценных металлов, которую солисты Пермского оперного Ксения Барбашёва и Александр Таранов получили как «Лучшая пара» телепроекта «Большой балет», хранилась ими в строжайшей тайне от всех. Даже в родном театре мало кто знал о победе коллег.

Такая засекреченность не случайна. Ведь снимался этот проект, в том числе и награждение победителей, еще летом, а трансляция его по телевидению началась только в октябре. И два с лишним месяца, прильнув по выходным к экранам телевизоров, поклонники Терпсихоры в России и за ее пределами болели «Большим балетом». Чтобы сохранить для них интригу конкурса до конца, до финальной телевизионной точки, участники проекта и вынуждены были молчать, не разглашая итоги до их официального объявления. Зато во время нашей встречи с Александром и Ксенией в рождественские каникулы, когда точка (или, скорее, восклицательный знак) в телепроекте была уже поставлена, оба они рассказывали о конкурсе с подкупающей открытостью.

Кто зажег Ренату Литвинову?

О сюрпризе, ожидавшем пермяков в финале «Большого балета», не подозревали ни они сами, ни остальные участники проекта, ни его ведущие Алла Сигалова и Святослав Бэлза. Все призы, включая Гран­при, были вручены, когда на сцену с загадочной улыбкой вышла председатель жюри, прима­балерина Мариинки Диана Вишнёва. И сообщила, что поскольку споров по поводу «Лучшей пары» у жюри было много и в лидерах оказались два дуэта, она как председатель приняла решение о присуждении… двух главных призов. Так, кроме уже награжденных Анны Тихомировой и Артема Овчаренко из Большого театра, второй «Лучшей парой» были объявлены и под гром оваций увенчаны аналогичным Гран­при наши Ксения Барбашёва и Александр Таранов.

Александр. Абсолютная неожиданность! Мы уже начали радоваться за других, и вдруг – бух! Я был просто в шоке.

Ксения. На самом проекте я находилась, по?моему, в полной прострации. И по?настоящему осознала произошедшее, лишь когда смотрела потом выпуски «Большого балета» по телевизору. Тогда же услышала наконец толком (Улыбается.) и конкретные замечания, и комплименты членов жюри в наш адрес.

– Мнение кого из поистине звездного жюри было для вас наиболее важным?

Александр. Наверное, Владимира Деревянко. Мне кажется, его подход самый объективный. Но, в принципе, я благодарен всем судьям, в том числе за критику. Приходили на следующий день в зал, и то, о чем нам говорили вчера, уже пытались исправить. А из небалетных персон выделил бы Ренату Литвинову. Запомнилось, что она сказала про моего Джеймса из «Сильфиды»: «Хоть вы и в юбке в сегодняшнем номере, но такая мужская страсть… Вы зажгли меня!»

Этот этап, на котором Таранов исполнял вариацию из «Сильфиды», а Барбашёва – из «Привала кавалерии», был единственным, когда они танцевали соло. На всех остальных этапах – в дуэте. Хотя по условиям конкурса жюри оценивало каждого из участников в отдельности, и потому некоторые пары (всего их участвовало в «Большом балете» семь) «разлучались» чаще.

Ксения. За вариацию я получила самые низкие из всех своих оценок. Тот день был явно не мой. Пейзанка Мария, которая должна быть живой и веселой, получилась какой?то испуганной. Наверное, потому, что я впервые выступала без партнера.

Счастливчики в кубе

Они танцуют вместе с 2010 года. Участвовали в открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск­2010», где Александр стал дипломантом и завоевал приз Пермского театра оперы и балета «За лучшее исполнение номера на музыку Чайковского». Диплом «Арабеска» он получил и в 2008?м, будучи еще студентом хореографического училища. Но победа в телевизионном конкурсе «Большой балет» – их первая общая победа совместно с Ксенией.

– Ребята, а как вы пришли в балет?

Ксения. Начинала в Харькове, в хореографической школе. Когда мне было пятнадцать, мой педагог, которая окончила Пермское хореографическое училище, посоветовала ехать в Пермь. Уезжать из дома очень не хотелось, но она буквально настояла. И последние три с половиной года я училась уже тут. С 2005?го работаю в пермском театре.

Александр. А я до приезда сюда вообще ни разу не видел балет. Жил в Новом Уренгое и занимался в школьных кружках спортом, музыкой, танцами… И когда мама по совету руководителя танцевального кружка предложила мне в двенадцать лет поехать в Пермь, чтобы попытаться поступить в хореографическое училище, я согласился просто из любопытства: хотелось посмотреть большой город. Даже когда поступил, не сказать чтобы обрадовался этому. Сейчас – другое дело! Училище окончил в 2008?м, год работал в Казани, с 2009?го – здесь.

– На участие в «Большом балете» от Пермского оперного претендовали три пары. Руководство театра выбрало вашу. Как думаете, почему?

Александр. Наверняка потому, что мы с Ксюшей самые выездные. В том смысле, что нас часто приглашают в другие города на фестивали, концерты. Поэтому репертуар для выступлений в дуэте у нас довольно большой.

В Москве, во время этого уникального балетного конкурса, за Барбашёву с Тарановым болели находившиеся там Сашина мама и педагог­репетитор Виталий Полещук. Ежедневно звонил главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета Алексей Мирошниченко. Поддерживали своими звонками родители Ксении и Сашина девушка Катя, студентка истфака, которую он называет самой романтичной и преданной… Да и в целом атмосфера на проекте, несмотря на жару, огромные нагрузки и плотность съемок, была удивительно доброжелательная. Участники, съемочная группа, администрация – все как одна большая семья. «Это лучшее, что было в жизни!» – говорят Ксения с Александром.

А вообще с «Большим балетом», добавляют они, им повезло трижды. Повезло, что их дуэт выбрали для участия, – раз. Что жюри признало их «Лучшей парой», а Александр занял еще и третье место в личном зачете – два. Что они оказались единственными из всех пар, кто побывал в рамках проекта за рубежом, – три. Выдающийся хореограф Акрам Хан, которого в Англии величают танцующим гуру, в начале лета пригласил ребят в Лондон, чтобы передать им для исполнения на конкурсе свой потрясающий медитативный номер «Священные чудовища».

Фуэте над Лондоном

Ксения. Не верилось, что все это происходит со мной! Ведь этот номер исполняли только сам Хан с Сильви Гиллем. Было безумно интересно, хотя и очень сложно сначала. С техникой индийского танца мы столкнулись впервые, и ассистент Хана, работавший с нами, перед репетицией вводил нас в нужное состояние с помощью йоги. Полтора часа йоги, потом 2—2,5 часа репетиции. Но время пролетало совершенно незаметно.

Александр. С «Арабеска­2010» любимым номером и у меня, и у Ксюши был «Ноктюрн» на музыку Десятникова в постановке Мирошниченко. Разбуди нас в любое время – станцуем его! Теперь такими же любимыми стали «Священные чудовища». Оба этих номера мы исполняли на проекте, за оба получили высокие оценки. Но, к сожалению, выступать с «Чудовищами» больше не сможем: необходимой для этого лицензии у нас нет.

– Ваши впечатления от Англии помимо репетиций?

Александр. Много гуляли по Лондону. Катались на самом высоком в мире колесе обозрения. Там, прямо в стеклянной кабинке, под аплодисменты других посетителей этого аттракциона танцевали, прыгали, Ксюша крутила фуэте…

Ксения. Полдня провели в Раю. Так называется маленький старинный городок недалеко от Лондона. Очень понравилось.

– Именно Акрам Хан поставил танцевальные номера для открытия Лондонской Олимпиады­2012. Если бы довелось оказаться там в это время, что кроме церемонии открытия хотели бы посмотреть?

Ксения. Гимнастику, конечно. Бег, конный спорт… В Перми, когда позволяет время, занимаемся с друзьями верховой ездой. Приезжаем в клуб, и я всегда прошу дать мне Крейзи. Вопреки своему имени, это самая спокойная лошадка. Как раз для меня.

Александр. Мне интересен любой спорт. Сам иногда играю в футбол. Понимаю, что балет и футбол не сочетаются, но живем?то мы один раз! Лет в пятнадцать получил на поле травму, после чего долго боялся играть. Что снова подвигло? Как?то смотрел на Месси, и захотелось опять побегать. С тех пор смотрю на него – и бегаю (Смеется.).

– Уверена, что у каждого из вас есть свои кумиры в балете. Кто они?

Александр. Барышников.

Ксения. Лопаткина. Но вообще?то самые любимые – это Максимова с Васильевым. 

Справка

В уникальном проекте «Большой балет», проводимом телеканалом «Россия-­Культура», участвовали молодые танцовщики из шести ведущих театров страны. Победителей выбирали и профессионалы высочайшего класса, и телезрители. В номинации «Лучший танцовщик» безоговорочную победу одержал Сергей Полунин из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича­-Данченко. В номинации «Лучшая балерина» – Ольга Смирнова из Большого театра. Труднее всего было определиться жюри с «Лучшей парой». Оригинальность программ, универсальность в классике и модерне. И судьи пошли на компромисс: Анна Тихомирова – Артем Овчаренко (Большой театр) и Ксения Барбашёва – Александр Таранов (Пермский театр оперы и балета) – две лучшие пары проекта. Приз зрительских симпатий по результатам SMS-­голосования получила Кристина Шапран (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-­Данченко).
278