Поликлиники – «дикое место»
Гражданские активисты Перми провели «контрольную закупку» государственной услуги
Оценки без критериев
Инициатором акции выступила Пермская гражданская палата. Она же обнаружила правовую коллизию, объяснения которой в настоящее время нет.
– Если бы мы вышли с гражданским контролем в тюрьму или в детский дом, нам было достаточно сверить фактическое состояние с тем стандартом содержания граждан, который разработан для тюрьмы или для детского дома, – делится своими наблюдениями известный российский публицист и гражданский активист Игорь Аверкиев. – Поликлиника – «дикое место» в отношении стандартов. Например, каждому понятно, что в коридоре должно быть место для пациента, ожидающего приема. Но какое оно, как устроено? Норматив отсутствует.
Отдельная тема – электронная запись к врачу. Во всех регионах, где это действует, система вводилась через административный регламент. Регламент – это логистика, система ответственных и т. д. У нас административного регламента под эту систему нет. При том, что сама запись к врачу фиксируется как госуслуга и вынесена на портал госуслуг Пермского края. Как это могло произойти: госуслуга есть, а регламента на нее нет! – необъяснимо. Одна из задач теперь – добиться, чтобы регламент был разработан.
Сотрудники ПГП при подготовке контрольной акции самостоятельно разработали методику выборочного обследования.
По оценкам наблюдателей, внешний облик пермских поликлиник вполне приемлемый. В ходе дополнительных интервью установлено, что требования к интерьерам и фасадам заведений такого типа очень невысоки. Если сформулировать коротко, в муниципальной поликлинике должно быть бедненько, но чистенько. И только. Наблюдателей порадовало наличие свежего косметического ремонта и то обстоятельство, что во многих учреждениях в период проведения контроля шел ремонт.
Методика контроля предполагала, что наблюдатель по каждому пункту делает отметку «да» или «нет». Общую качественную оценку можно сделать, обобщив все бесстрастные плюсы и минусы в протоколах.
Радует, по крайней мере, что во всех проверенных поликлиниках посетителям есть куда присесть в ожидании приема и есть туалеты, доступные для пациентов. В некоторых заведениях туалеты обозначены указателем. В двух обнаружены были даже мыло, сушилка для рук и зеркало. В одной поликлинике туалет оборудован приспособлением для инвалидов.
Только для здоровых и настойчивых
Треть участников контрольной закупки если и посещала когдато муниципальные поликлиники, то никогда прежде не пользовалась электронной записью к врачу. Не смогли преодолеть этот барьер 14 человек. Система отсеяла их по непонятным причинам, пообещав прислать подтверждение регистрации на электронную почту. Подтверждение не пришло, и контролеры выпали из обоймы. 60% наблюдателей всетаки смогли записаться на прием. Казалось бы, хороший показатель. Если бы не логический перевертыш: 40% лиц, зарегистрированных в «единой системе записи на прием к врачу», получили отрицательный результат.
Самых невезучих отсекал не только интернетпортал, но и телефон. Связь была вообще недоступна или же срывалась после 18го гудка.
– Мы ставили задачу записаться на завтрашнее утро, – рассказывает модератор проекта Всеволод Бедерсон. – 16% наблюдателей справились. Каждый второй сумел записаться лишь на более поздний период, от восьми до четырнадцати дней. Вывод: раньше чем через неделю к врачу попасть сложно. Если человек сегодня плохо себя чувствует, он не сможет получить больничный, есть риск, что через неделюдругую его состояние может серьезно ухудшиться.
Посещение врача в пермских поликлиниках рассчитано на очень плановый личный подход. Для людей, живущих в плотном режиме, это не подходит. Ритм жизни здравоохранения не совпадает с ритмом жизни экономически активного человека.
Исключения из правил
Наблюдение показало, что записаться на прием даже к узкому специалисту, даже в другую поликлинику, всетаки можно, проявив определенную настойчивость. Для этого нужно как минимум лично явиться в регистратуру. Энергичный гражданин с крепким здоровьем и без лишних комплексов способен преодолеть практически любой поликлинический барьер.
Наблюдатели получили заведомо невыполнимое задание: записаться на прием к неврологу. Согласно приказу министерства здравоохранения Пермского края, это невозможно без направления терапевта. И тем не менее 41 наблюдатель сумел решить эту задачу.
Выяснилось, кроме того, что поликлиники выкладывают в «единую систему» не все расписание специалистов, резервируя коекакие «бирочки» для регистратуры. Приятно, что этим резервом смогли воспользоваться не «блатные», а честные наблюдатели, но сам факт говорит о незащищенности системы от влияния человеческого фактора.
Затевая контроль, общественники не ставили задачу блокировать работу поликлиник. Наблюдатель должен был либо посетить врача, либо заблаговременно отказаться от записи. Так вот, отказаться оказалось технически невозможно или, по крайней мере, очень сложно.
Наблюдение показало: самым крупным недостатком системы является отсутствие алгоритма срочной записи к врачу и алгоритма отказа от записи. При двухнедельном планировании посещения возможность отмены записи по вновь возникшим основаниям весьма актуальна.
Недостатком системы является и тот факт, что она не фиксирует количество лиц, нуждающихся в медицинской помощи, но остающихся за бортом бюджетного здравоохранения. Фактический спрос на узких специалистов оценить невозможно.
Подводя итоги наблюдения, модератор акции заявил, что ближайшей целью сегодня является требование разработки официального регламента и стандартов условий оказания медицинских услуг населению города Перми.
Комментарий
Маргарита Заборская, посетитель поликлиники:
Запас прочности пациента
Представление о том, что пациент получит адекватное лечение, попав на прием через две недели после того, как почувствовал себя плохо, слишком оптимистично. На самом деле это будет лишь предварительный прием. Вам назначат анализы, кардиограмму и прочие исследования. Ближайший срок по квоте врача – еще две недели. Результат анализа потребует времени на расшифровку. В самом благоприятном варианте лечение начнется через месяц после первой записи пациента к врачу. Раньше не получится. Говорят, от этого «никто не умер». Допустим, но как же так вышло, что у нас в Перми самое большое в Европе и в РФ городское кладбище?
Справка
Поликлиника: чего там только нет!
В каждой третьей ( 33% от обследованных) на кабинетах нет табличек с Ф.И.О. врача
В 60% поликлиник нет перечня льготных лекарственных средств
В 60% нет информации о том, при каких обстоятельствах пациент может обратиться в страховую компанию
В 67% нет информации о прикреплении домов к участкам
В 40% нет информации о часах приема главврача
В 25% вход не оборудован пандусами
В 50 % вход не оборудован поручнями
В 50% многоэтажных поликлиник не работает лифт.
Наблюдатель – прокурору
Закон о защите прав потребителей запрещает продажу бахил в медучреждениях. В 20 пермских поликлиниках бахилы посетителям продают, несмотря на то, что за последние 5 лет в Пермском крае состоялось несколько судебных решений, обязывающих медицинские учреждения бесплатно предоставлять бахилы.