Царствуй в красном
Х Международный фестиваль моды «Красное платье» состоялся
На это раз свои работы в Перми демонстрировали более 80 дизайнеров-модельеров. В конкурсе помимо Гран-при разыгрывались еще четыре значимые премии.
Организаторами международного фестиваля «Красное платье» выступают благотворительный фонд «Красное платье», министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края при поддержке Национальной академии индустрии моды. Спонсорами, информационными партнерами и партнерами выступили 28 компаний Пермского края и России. Тема фестиваля 2013 года – «Царица» – привязана к 400?летию династии Романовых, чья история трагически связана с Пермской землей.
Цвет силы
Идея фестиваля родилась однажды в творческой мастерской Ирины Филичкиной, основавшей некогда в Перми школу моды своего имени. Сегодня Ирина Филичкина – член Национальной академии индустрии моды, модельер, представитель немецкой академии моды и дизайна MULLER&SOHN в СНГ. В гардеробе Ирины Филичкиной, по ее личному признанию, девять красных платьев – по одному на фестиваль, кроме самого первого. Очевидно, тогда ей было не до себя, «сапожник оказался без сапог». Но затем Ирина создавала новое красное платье для себя на каждый фестивальный выход. В очередном красном она открывала показ 2013 года на площадке музея PERMM.
Расширяя правило Коко Шанель, Ирина Ашкинадзе, организатор недели моды Defile na Neve Fashion Week, член попечительского совета благотворительного фонда «Красное платье», заявила, что в гардеробе каждой женщины должно быть и красное платье, не обязательно маленькое.
– Если вы готовы, чтобы на вас обратили внимание, – уточнила Ирина Ашкинадзе. – Женщина в красном платье будет замечательно смотреться и в офисе, и в оперном или бальном зале, и на свидании со своим любимым человеком.
Александр Хилькевич, фэшн-гуру, аналитик моды, соучредитель Национальной академии индустрии моды, заметил, что красный – один из трендовых цветов сезона весна – лето 2013 года.
– Актуально сочетание красного с белым, особенно если белый – это жакет в стиле смокинга. Сумки нейтральных тонов – серый, бежевый, обувь телесного цвета прекрасно микшируются с красным платьем. Я тоже буду сегодня в красном, – добавил председатель жюри конкурса дизайнеров на лучшее красное платье.
Форум
В рамках фестиваля состоялся форум, участникам которого предложено было заняться осмыслением взаимовлияния моды и государства. Сильное впечатление произвело сдержанное выступление Егора Зайцева, сына легендарного «Славы Зайцева». Среднее звено династии (свои коллекции представляет уже внучка первого советского кутюрье) – как живой свидетель взаимодействия личности и власти – рассказал о том, как сегодня живет предприятие «Дом моды Вячеслава Зайцева».
– Можно ли говорить о взаимоотношениях моды и государства в стране, где мода не рассматривается как национальная идея, не дотируется и не признается одним из важнейших институтов культуры, – задал тон своего выступления Егор Зайцев. – У нас в Российской Федерации не только уничтожена легкая промышленность как таковая. У нас в стране мода воспринимается как ущербное дитя, и сегодня уже уместным считается представителям всех конфессий заявлять о длине юбок, о своих дресс-кодах. В странах, где рождаются тренды, существуют конфессиональные подходы к одежде, но там никто не будет диктовать дизайнерам, как им скорректировать работу, тем более делать это через прессу. Нам открылась уродливая сторона децивилизованности.
Мода, как оказалось, может выступать «паровозом» в бизнесе. Примером служит опыт вологодской компании «Линум», возродившей в новых условиях производство льна. Первоначальный план строился на частногосударственном сотрудничестве, без которого, казалось бы, невозможно построение глубоко эшелонированного бизнеса, основанного на забытых приемах земледелия, а на выходе дающего фэшнпродукт. Смена губернатора поставила компанию под угрозу краха. Сегодня можно говорить о том, что кризис миновал. «Линум» – единственная компания из России, которая удостоилась чести быть представленной во Франции на международной выставке «Визион». Это самая статусная выставка текстиля в мире. Попасть туда, заплатив деньги за стенд, нельзя. Необходимо пройти жесткий профессиональный отбор. На вопрос, чем занимается «Линум» – одеждой или модой, дан точный ответ тем фактом, что компания учредила собственный конкурс дизайнеров и собственную неделю моды в Вологде.
Призы и победители
Обладателями Гран-при фестиваля стали художники из Перми под творческим псевдонимом «Штерн» – Алиса Филичкина и Александра Букрина. Теперь с собственной коллекцией на тему «Царица» они примут участие в фестивале «Мода и красота» в Мексике в октябре 2013 года.
Алексей Москвичев из Ижевска был номинирован на премию «Золотое веретено», учрежденную Национальной академией индустрии моды. Размер премии – 300 тысяч рублей. Этому дизайнеру в Перми сопутствовал успех. В соавторстве с земляком Александром Красноперовым он занял первое место в номинации «Креатив», разделив его с еще одной победительницей – Екатериной Тонюшкиной из Чебоксар.
В номинации «Образ» первое место заняли пермские дизайнеры Иван Алешин, Евгения Гребенщикова и Алексей Ворон V. R. N. A. с платьем «Многослойная преемственность вечности». В самой возвышенной номинации «От кутюр» победил Алексей Салахов из Перми с платьем «Императрица».
Надо заметить, что как бы ни сетовали члены жюри на сложность определения победителей в общей массе из 82 моделей, количеством несколько придавлено было качество. Нельзя отрицать наличие сильных участников, их работы бросались в глаза и оставили сильное впечатление. Но в целом представленные работы слегка не дотягивали до уровня маститого жюри. Спишем это обстоятельство на издержки юбилейного масштаба.
В конкурсе эскизов победу праздновала Ольга Кочерга (Екатеринбург), представившая в рамках основного показа платье «Птица-царица». В конкурсе Instagram «Красное – прекрасное» два приза – смартфоны МТС 968 от генерального партнера конкурса, оператора МТС, – получили Алиса Батуева и Армен Асатрян.
Выставка участников конкурса эскизов до 19 мая продолжает работу в Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина. Модельеры уже начали подготовку к следующему фестивалю. Тема 2014 года – «Деликатесы».
Деловой эксперт
Людмила Карнаухова, член Союза дизайнеров России, старший преподаватель Российского государственного университета туризма и сервиса, руководитель проекта «Высокий сезон» (г. Пермь)
Почему служители моды носят черное
У каждого носителя черного своя концепция. Мода предана этому цвету, наверное, потому, что это цвет интеллекта. Черный цвет надо уметь носить. Не каждая женщина может надеть черное и выглядеть в нем прекрасно. Есть разница между черной одеждой и модой, выраженной в черном.
Любовь Сидорчукова, культуролог, ПГПУ
Черное и красное – это полюса
В черном мы закрыты полностью, работает лицо. Поэтому люди творчества носят черное – оно не отвлекает от идеи, человек в черном строг к себе. В красном мы никогда не закрыты, и до красного надо дотянуться. Это пиковое заявление о себе. Это царственный цвет. Но и в обыденности красный радует душу. Если не ремешок, то хотя бы помада создает настроение.
Комментарий
Надежда Агишева, руководитель Фонда культурных проектов «Новая коллекция» (г. Пермь):
Мода и мир
– Одно из самых важных сегодня влияний моды я вижу в том, что мода позволяет верить в возможность изменений, в то, что жизнь продолжается, не все так статично, и на смену одному тренду приходит другое. Даже когда совсем грустно и у многих возникает желание уехать, мы понимаем, что все переменчиво и перемены придут быстрее, чем кажется. Это сказка для взрослых. Мода, которая развивается как история верификации личности, служит инструментом воспитания лояльности. Все больше людей спокойно воспринимают право других выглядеть иначе, вести иной образ жизни. Это очень важное значение моды. И еще одно наблюдение. Уже сегодня есть люди, воспринимающие одежду как произведение искусства. Сегодня, когда утрачивается культура общения с искусством в музеях, это очень важно, мода создает визуальную среду, позволяя людям развивать свою культуру.