Конкретный разговор
Прикамье посетил полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич
Господдержка – сиротам
Полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич провел ряд совещаний по выполнению социально значимых государственных программ, основы которых были заложены в майских указах Президента России.
Несколько часов длилось совещание по вопросам господдержки семьи, материнства и детства. Михаил Бабич, представители регионального правительства и руководители детских домов Пермского края обсудили основные механизмы поддержки граждан России, которые хотят усыновить или взять под опеку детейсирот, меры профилактики социального сиротства, вопросы предоставления жилья сиротам.
Полпред рассказал о предполагаемых мерах для усиления ответственности государства перед детьми, оставшимися без попечения родителей. В частности, в Приволжском округе создается трехуровневая система для решения проблем сирот на государственном уровне. Создан также окружной совет по вопросам материнства, детства, профилактике социального сиротства и поддержке детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– В совет войдут депутаты Государственной думы, руководители общественных организаций, волонтеры – все те, кто сегодня работают в этом сегменте на законодательном, исполнительном и общественном уровнях, имеют не только полномочия, но и знания для того, чтобы определять политику в этой сфере, – сказал Михаил Бабич.
В рамках окружного совета будут созданы две рабочие группы. Одна будет заниматься вопросами демографии, материнства и детства. Вторая группа – вопросами поддержки детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального сиротства. Рабочие группы будут созданы и при главных федеральных инспекторах в регионах ПФО.
– Это будет такой оперативный штаб в регионе, задача которого – реагировать на те проявления, которые сегодня беспокоят детей, общественность, руководителей. Речь идет о противоправных действиях, нарушениях прав и свобод детейсирот, нарушениях социальных обязательств со стороны государства или иных лиц. Рабочие группы смогут войти в любой детский дом, отреагировать на любую ситуацию и доложить главе региона о мерах, которые необходимо оперативно принять, – сказал Михаил Бабич.
Особого внимания и контроля требует обеспечение выпускников детских домов жильем. По словам Михаила Бабича, контроль за тем, чтобы сиротам предоставлялось качественное жилье, будет строгим.
– Это недопустимо, и крайне цинично экономить на жилье для сирот, которые и так были ущемлены в своих правах, возможностях. Жилье должно быть комфортное, современное, соответствующее всем требованиям. Мы будем не просто за этим следить, а добиваться, чтобы детисироты получали жилье, положенное по закону, – заявил Михаил Бабич.
Михаил Бабич также прокомментировал ситуацию, которая возникла с рекордным увеличением очереди сирот на получение жилья с начала года. Здесь нет вины руководителей регионов.
– С 1 января вступил в силу Федеральный закон № 15, который во многом расширил возможности получения жилья для детейсирот. Если раньше по достижении 23 лет сироты автоматически снимались с очереди, то сейчас законом предусматривается, что сироты в обязательном порядке – несмотря на возраст – должны быть обеспечены жильем. Это значит, что очередь автоматически выросла, дополнительная нагрузка легла на региональный бюджет, но задачу эту мы будем решать, чтобы в кратчайшие сроки проблему ликвидировать. Если необходимо будет оказать помощь из федерального бюджета, то с таким предложением будем выходить в Правительство РФ, – пояснил полпред.
При этом Михаил Бабич отметил, что Пермский край по отношению к сиротам может служить примером: в Прикамье 94?% детейсирот устроены в приемные семьи или усыновлены.
Как поделить бюджет
Для решения проблем детейсирот и других социальных задач – повышения зарплат работникам бюджетной сферы, развития и модернизации жилищнокоммунального хозяйства, расселения жителей ветхого фонда – необходимы бюджетные средства. По вопросу сбалансированности региональных бюджетов Михаил Бабич провел совещание в каждом субъекте округа. Такое совещание состоялось и в Прикамье во время визита полпреда. На совещании присутствовали губернатор Пермского края Виктор Басаргин, председатель Законодательного собрания Валерий Сухих, председатель правительства края Геннадий Тушнолобов, главы муниципальных образований.
Прикамские парламентарии много лет ухитрялись принимать бездефицитный бюджет. В этом году получилось сделать бюджет сбалансированным, но с дефицитом в пятнадцать миллиардов рублей. Работа по сбалансированности бюджета длилась несколько месяцев. Вопросы по оптимизации бюджетных расходов и мобилизации доходной части обсуждались в конструктивном диалоге между органами исполнительной и законодательной власти.
– Когда идет профессиональная оценка ситуации, выработка решений, – это не конфликт, наоборот, такой подход надо приветствовать. Хуже будет, если одна из сторон все одобряет, без выражения собственной позиции. Но нельзя допускать нездорового лоббизма со стороны определенных предпринимателей, которые носят депутатские значки. Бюджет напряженный, задачи – многосложные, но рецепты надо находить в диалоге, здесь есть и страховка от ошибок в работе, – отметил Михаил Бабич.
Дефицит бюджета Пермского края нельзя назвать «предельным», отметил полпред. Наоборот, структура краевого бюджета была оптимальной, стоит отметить практически нулевой государственный долг, который в прошлом году был обнулен. Как раз в этом плане у региона есть большой задел. У губернатора и правительства Прикамья здесь есть возможность маневра, каким образом компенсировать выпадающие доходы, которые сложились по объективным причинам, в силу изменений в законодательстве и «ухода» крупных налогоплательщиков, перераспределения доходной части, а также выполнения необходимых социальных обязательств.
– Безусловно, бюджет напряженный – сказал Михаил Бабич. – Дефицит есть. И задача нашего пермского совещания, нашей работы, которая на самом деле длилась на протяжении последних двух месяцев, – выверить каждую позицию, направление расходов, посмотреть возможность мобилизации дополнительных доходов. Мы посмотрели перспективы реструктуризации отраслей, где можно сократить издержки, снизить расходы. Сейчас выходим на определенный баланс, и понимаем ту разницу, которая сегодня существует между возможностями краевого бюджета и расходами, которые необходимо дополнительно профинансировать из федерального бюджета.