Главная / Статьи / Инновации / Драйв как двигатель прогресса

Инновации

Драйв как двигатель прогресса

Копировать нельзя, только создавать новое – секрет успеха любой компании, позиционирующей себя инновационной.

Заниматься инновациями – это значит изначально обречь себя на безостановочное и беспощадное в своем постоянстве движение. Все равно что езда на велосипеде – остановился, значит, упал.

А если тема инновационных разработок лежит в сфере IT­технологий и телекоммуникаций, то тут важна еще и скорость передвижения. Ведь жизнь любой технической новинки составляет не более трех, и только если повезет – пяти лет. А еще чаще «новизна» заканчивается гораздо раньше.

О том, как удержаться в лидерах и над чем сегодня работают самые инновационные мозги Прикамья, наш разговор с генеральным директором ООО «Форт­Телеком» Сергеем Макаренко.

– Сергей Леонидович, обозначьте сферу интересов компании «Форт­-Телеком». К какой отрасли относите себя?

– Мы интересуемся многими вещами в разных областях информационных технологий. Когда мы только организовались, то решили, что будем заниматься только тем, что нам интересно в техническом и научном плане. Конечно, важно и то, чтобы результат труда был востребован потенциальными потребителями.

За пять лет существования компании мы создали информационные системы, оборудование и программное обеспечение для совершенно различных отраслей. Самое важное направление, которое нам приносит основную долю дохода, – это развитие информационных технологий на транспорте, или, как мы шутим, «для всего, что движется».

Еще одна область, в которой мы известны всей стране, – организация видеонаблюдения. Наши решения позволили избежать многих проблем, существовавших при использовании цифровых камер видеонаблюдения. Созданное компанией устройство, которое мы назвали «уличный гигабитный управляемый коммутатор TFortis», стало популярным в проектах «Безопасный город», при построении систем видеонаблюдения на базе оптического волокна, например, вдоль железнодорожных магистралей или при охране территорий крупных предприятий.

В «коммутаторе» удачно сочетаются современные решения и технологии. Он получился удобным, эффективным и существенно снизил стоимость построения сети видеонаблюдения и ее эксплуатации. Значительная часть видеокамер уличного наблюдения в Перми работает через коммутаторы TFortis. Недавно узнал, что устройства используются даже при охране китайско­казахской границы. Видимо, туда они попали через наших дилеров.

– Не боитесь, что китайцы «уведут» идею?

– Боюсь, но жизнь таких продуктов изначально недолговечна. Мы в связи с этим уже даже перестали что?либо патентовать. Возможно, это неправильно. Но для нас это лишняя головная боль и затраты времени. Лучше это время потратить на создание нового продукта.

Мы всегда помним, что работаем на коммерческом рынке, где очень серьезная конкуренция. Поэтому должны быть все время на полшага – в идеях, в качестве, в технологиях – впереди конкурентов. Нас это очень заряжает, рождает особый драйв. В «Форт­Телекоме» очень сильный коллектив, так что конкурировать получается.

По некоторым решениям мы – лучшие, по другим – может быть, не самые лучшие, но постоянно их совершенствуем. Некоторые наши продукты за три года жизни на рынке обновились несколько раз. И каждое такое обновление позволяло продукту все больше соответствовать запросам рынка, становиться более известным и востребованным.

– Как рождается идея? Что первично – техническая мысль или «социальный заказ»?

– Как рождается идея, не понимает даже тот, кто ее родил. Чаще идем от потребности заказчика или от понимания «некрасивости» прежнего решения задачи. Иногда нравится какая?либо технология, и возникает идея ее использования в неожиданной ситуации. Иногда мысль возникает просто ниоткуда. Много читаем, пробуем, исследуем. Копится «сумма знаний». Иногда она превращается в «систему знаний». Иногда эта система рождает новый продукт.

Вообще у нас в компании есть некий виртуальный портфель, куда постоянно «складываются» какие?то идеи. Сразу брать и делать нельзя, надо сначала дождаться, чтобы все отлежалось и лишняя «пена» ушла. В итоге свои новые продукты мы обычно достаем из этого портфеля.

– О чем Вы мечтаете?

– Хочется создать такую структуру, которая могла бы жить долго и прочно, независимо от отцов­основателей. Чтобы это стало маркой. Как, к примеру, компания «Сименс»: самого Сименса давно нет, а марка есть.

У нас классный коллектив, здесь собрались умные, тонкие, интеллигентные люди, готовые работать много и творчески, потому что им это интересно. Внутри компании родилась важная для нас фраза: при создании продукта не копировать, но создавать новое. Конечно, это иногда риск: попробовали одно – потеряли полмиллиона, попробовали другое – заработали пять миллионов.

В 2009 году мы увеличили объемы (в денежном выражении) на 20 %, в 2010 году – удвоили объем, и в 2011 году – снова удвоили. Сегодня мы пытаемся понять, как его будем удваивать дальше. Поэтому опять разглядываем содержимое нашего портфеля.

– А это обязательно?

– Может и не получиться. Но если не ставить масштабные задачи, то никогда не узнаешь, в состоянии ли их решить.

– Какие проекты компании Вы считаете наиболее значимыми?

– Кроме уже упоминаемого коммутатора TFortis, среди последних выполненных нами проектов особо важным считаю создание навигационного терминала для российского федерального проекта «ЭРА ГЛОНАСС» (ЭРА в данном случае – «экстренное реагирование на аварию»). Его идея в том, чтобы в автоматическом режиме с помощью терминала, установленного на борту автомобиля, определить факт и местоположение ДТП, оценить его тяжесть, установить канал громкоговорящей связи между диспетчером и людьми в автомобиле. Это позволит максимально использовать так называемый «золотой час», когда помощь пострадавшим наиболее эффективна. В конце прошлого года были выпущены опытные образцы, которые прошли все испытания, сейчас приступаем к массовому производству. Терминал оказался интересен еще и тем, что заложенные в него решения позволили нам создать на базе этого терминала целую линейку устройств различного назначения.

Кстати, наша мониторинговая навигационная система FORT в крае, да и по всей стране, работает очень эффективно. Устройство монтируется на борт автомобиля и позволяет не только контролировать перемещения, но и разрабатывать оптимальные маршруты движения, учитывать работу навесных механизмов в дорожной и сельскохозяйственной технике, контролировать заправки и сливы топлива, обеспечивать безопасность перемещения важных грузов и многое другое. Как говорят нам наши клиенты, после установки терминала на борт автомобиля с целью контроля топлива неким «волшебным» образом оказывается, что при тех же режимах работы автотехника начинает потреблять на 20 процентов топлива меньше. Как это топливо использовалось ранее, делайте вывод сами. А окупаемость системы обычно составляет от 20 дней до полутора месяцев.

В активе компании много других крупных проектов. Вот лишь некоторые из них: совместно с НИИ «Радио» в Москве – разработка и производство системы условного доступа «РОСКРИПТ», которая используется при передаче сигналов телевизионного вещания в нашей стране, разработка программного обеспечения для мониторинга сети связи ОАО «РЖД», программное обеспечение для мониторинга перемещений персонала для одного из крупных федеральных заказчиков и ряд других. Все эти проекты были для нас важны, давали нам новый опыт и знания.

– Ваша компания уже сегодня имеет широкую дилерскую сеть по России. Вы планируете ее расширять?

– Сегодня «Форт­Телеком» осуществляет поставки оборудования по всей стране. Наша дилерская сеть протянулась от Калининграда до Сахалина. Мы постоянно работаем над ее дальнейшим расширением. «Форт­Телеком» активно работает во многих странах СНГ, на очереди Чехия, Германия, Канада.

В мае этого года в Перми прошла Международная конференция дилеров и пользователей системы FORT. Около 60 представителей различных компаний обменивались опытом, а мы имели возможность рассказать о своих новых разработках. Это была очень интересная и содержательная встреча.

Осенью едем на международную выставку по видеонаблюдению в Москве. Там мы будем презентовать свои продукты в этой сфере. Надеюсь, что география поставок после этого станет еще шире.

217