Драйв как двигатель прогресса
Копировать нельзя, только создавать новое – секрет успеха любой компании, позиционирующей себя инновационной.
Заниматься инновациями – это значит изначально обречь себя на безостановочное и беспощадное в своем постоянстве движение. Все равно что езда на велосипеде – остановился, значит, упал.
А если тема инновационных разработок лежит в сфере ITтехнологий и телекоммуникаций, то тут важна еще и скорость передвижения. Ведь жизнь любой технической новинки составляет не более трех, и только если повезет – пяти лет. А еще чаще «новизна» заканчивается гораздо раньше.
О том, как удержаться в лидерах и над чем сегодня работают самые инновационные мозги Прикамья, наш разговор с генеральным директором ООО «ФортТелеком» Сергеем Макаренко.
– Сергей Леонидович, обозначьте сферу интересов компании «Форт-Телеком». К какой отрасли относите себя?
– Мы интересуемся многими вещами в разных областях информационных технологий. Когда мы только организовались, то решили, что будем заниматься только тем, что нам интересно в техническом и научном плане. Конечно, важно и то, чтобы результат труда был востребован потенциальными потребителями.
За пять лет существования компании мы создали информационные системы, оборудование и программное обеспечение для совершенно различных отраслей. Самое важное направление, которое нам приносит основную долю дохода, – это развитие информационных технологий на транспорте, или, как мы шутим, «для всего, что движется».
Еще одна область, в которой мы известны всей стране, – организация видеонаблюдения. Наши решения позволили избежать многих проблем, существовавших при использовании цифровых камер видеонаблюдения. Созданное компанией устройство, которое мы назвали «уличный гигабитный управляемый коммутатор TFortis», стало популярным в проектах «Безопасный город», при построении систем видеонаблюдения на базе оптического волокна, например, вдоль железнодорожных магистралей или при охране территорий крупных предприятий.
В «коммутаторе» удачно сочетаются современные решения и технологии. Он получился удобным, эффективным и существенно снизил стоимость построения сети видеонаблюдения и ее эксплуатации. Значительная часть видеокамер уличного наблюдения в Перми работает через коммутаторы TFortis. Недавно узнал, что устройства используются даже при охране китайскоказахской границы. Видимо, туда они попали через наших дилеров.
– Не боитесь, что китайцы «уведут» идею?
– Боюсь, но жизнь таких продуктов изначально недолговечна. Мы в связи с этим уже даже перестали что?либо патентовать. Возможно, это неправильно. Но для нас это лишняя головная боль и затраты времени. Лучше это время потратить на создание нового продукта.
Мы всегда помним, что работаем на коммерческом рынке, где очень серьезная конкуренция. Поэтому должны быть все время на полшага – в идеях, в качестве, в технологиях – впереди конкурентов. Нас это очень заряжает, рождает особый драйв. В «ФортТелекоме» очень сильный коллектив, так что конкурировать получается.
По некоторым решениям мы – лучшие, по другим – может быть, не самые лучшие, но постоянно их совершенствуем. Некоторые наши продукты за три года жизни на рынке обновились несколько раз. И каждое такое обновление позволяло продукту все больше соответствовать запросам рынка, становиться более известным и востребованным.
– Как рождается идея? Что первично – техническая мысль или «социальный заказ»?
– Как рождается идея, не понимает даже тот, кто ее родил. Чаще идем от потребности заказчика или от понимания «некрасивости» прежнего решения задачи. Иногда нравится какая?либо технология, и возникает идея ее использования в неожиданной ситуации. Иногда мысль возникает просто ниоткуда. Много читаем, пробуем, исследуем. Копится «сумма знаний». Иногда она превращается в «систему знаний». Иногда эта система рождает новый продукт.
Вообще у нас в компании есть некий виртуальный портфель, куда постоянно «складываются» какие?то идеи. Сразу брать и делать нельзя, надо сначала дождаться, чтобы все отлежалось и лишняя «пена» ушла. В итоге свои новые продукты мы обычно достаем из этого портфеля.
– О чем Вы мечтаете?
– Хочется создать такую структуру, которая могла бы жить долго и прочно, независимо от отцовоснователей. Чтобы это стало маркой. Как, к примеру, компания «Сименс»: самого Сименса давно нет, а марка есть.
У нас классный коллектив, здесь собрались умные, тонкие, интеллигентные люди, готовые работать много и творчески, потому что им это интересно. Внутри компании родилась важная для нас фраза: при создании продукта не копировать, но создавать новое. Конечно, это иногда риск: попробовали одно – потеряли полмиллиона, попробовали другое – заработали пять миллионов.
В 2009 году мы увеличили объемы (в денежном выражении) на 20 %, в 2010 году – удвоили объем, и в 2011 году – снова удвоили. Сегодня мы пытаемся понять, как его будем удваивать дальше. Поэтому опять разглядываем содержимое нашего портфеля.
– А это обязательно?
– Может и не получиться. Но если не ставить масштабные задачи, то никогда не узнаешь, в состоянии ли их решить.
– Какие проекты компании Вы считаете наиболее значимыми?
– Кроме уже упоминаемого коммутатора TFortis, среди последних выполненных нами проектов особо важным считаю создание навигационного терминала для российского федерального проекта «ЭРА ГЛОНАСС» (ЭРА в данном случае – «экстренное реагирование на аварию»). Его идея в том, чтобы в автоматическом режиме с помощью терминала, установленного на борту автомобиля, определить факт и местоположение ДТП, оценить его тяжесть, установить канал громкоговорящей связи между диспетчером и людьми в автомобиле. Это позволит максимально использовать так называемый «золотой час», когда помощь пострадавшим наиболее эффективна. В конце прошлого года были выпущены опытные образцы, которые прошли все испытания, сейчас приступаем к массовому производству. Терминал оказался интересен еще и тем, что заложенные в него решения позволили нам создать на базе этого терминала целую линейку устройств различного назначения.
Кстати, наша мониторинговая навигационная система FORT в крае, да и по всей стране, работает очень эффективно. Устройство монтируется на борт автомобиля и позволяет не только контролировать перемещения, но и разрабатывать оптимальные маршруты движения, учитывать работу навесных механизмов в дорожной и сельскохозяйственной технике, контролировать заправки и сливы топлива, обеспечивать безопасность перемещения важных грузов и многое другое. Как говорят нам наши клиенты, после установки терминала на борт автомобиля с целью контроля топлива неким «волшебным» образом оказывается, что при тех же режимах работы автотехника начинает потреблять на 20 процентов топлива меньше. Как это топливо использовалось ранее, делайте вывод сами. А окупаемость системы обычно составляет от 20 дней до полутора месяцев.
В активе компании много других крупных проектов. Вот лишь некоторые из них: совместно с НИИ «Радио» в Москве – разработка и производство системы условного доступа «РОСКРИПТ», которая используется при передаче сигналов телевизионного вещания в нашей стране, разработка программного обеспечения для мониторинга сети связи ОАО «РЖД», программное обеспечение для мониторинга перемещений персонала для одного из крупных федеральных заказчиков и ряд других. Все эти проекты были для нас важны, давали нам новый опыт и знания.
– Ваша компания уже сегодня имеет широкую дилерскую сеть по России. Вы планируете ее расширять?
– Сегодня «ФортТелеком» осуществляет поставки оборудования по всей стране. Наша дилерская сеть протянулась от Калининграда до Сахалина. Мы постоянно работаем над ее дальнейшим расширением. «ФортТелеком» активно работает во многих странах СНГ, на очереди Чехия, Германия, Канада.
В мае этого года в Перми прошла Международная конференция дилеров и пользователей системы FORT. Около 60 представителей различных компаний обменивались опытом, а мы имели возможность рассказать о своих новых разработках. Это была очень интересная и содержательная встреча.
Осенью едем на международную выставку по видеонаблюдению в Москве. Там мы будем презентовать свои продукты в этой сфере. Надеюсь, что география поставок после этого станет еще шире.