Главная / Статьи / Культура / Осознанная реальность, или Иллюзии по?бастраковски

Культура

Осознанная реальность, или Иллюзии по?бастраковски

Выбор профессии определяет жизненный путь

Детство с иллюзиями

В каком возрасте вы выбрали свою профессию, решили, кем будете, когда вырастете? Михаил Бастраков быть фокусником решил в самом раннем детстве. Мальчику, растущему в «художественной среде» иллюзионистов, хотелось стать таким же. В Чусовом семья Бастраковых была известна именно своим пристрастием к фокусам. Дядя Михаила, Валерий Бастраков, был известным иллюзионистом. В поездках в Москву, в Екатеринбург запоминались мальчишке не красоты городов, а друзья-­фокусники, та особая атмосфера праздника и артистичности, что окружала этих людей.

Так что и в три, и в пять лет Михаил на вопрос «кем хочешь стать?» уверенно отвечал: «Иллюзионистом». И «солировал» на всех домашних праздниках с простенькими фокусами.

Родители к желанию сына относились спокойно. Не было ни нотаций по поводу выбора профессии, ни, напротив, настойчивого внушения стать именно артистом оригинального жанра. Кем захочет сын – тем и будет. И ненавязчиво поддерживали все начинания юного артиста. Хочешь заниматься танцами – хорошо. Спорт – отлично. Музыкальная школа, класс фортепиано – тоже пригодится. И даже с выбором школы – № 1 города Чусового – согласились. В Чусовом первая школа считалась одной из самых сильных. А что ездить на занятия семилетнему ребенку придется через весь город, никого не смутило – сын сделал свой выбор, и это его право учиться там, где хочет. Добавим – и может.

– Наверное, это мне судьба внушила заниматься и танцами, и спортом, и музыкой, – делится Михаил Бастраков. – Много позднее, уже в институте, мне так пригодились эти знания, все творческие предметы давались легко, без особых усилий.

Творческий фундамент был заложен не только занятиями танцами и музыкой. Уже в раннем детстве Михаил стал постигать тайны иллюзионного искусства. К восьми годам – второму классу школы – юный фокусник решил, что знает уже достаточно для выступлений на публике. Осталось эту публику найти.

Публика нашлась в детском саду. Михаил Бастраков сразу нашел здесь нужного человека – методиста дошкольного учреждения, мастерски провел переговоры, обозначил стоимость билетов в пять рублей, назначил день выступления. Специально была разработана программа из фокусов на тридцать минут и тщательно отрепетирована несколько раз дома перед зеркалом.

И вот в назначенный час в актовом зале собрались зрители.

– Я вышел на сцену и испугался, – вспоминает Михаил Бастраков. – Зал был полон. Пришли воспитанники, воспитатели, повара – в общем, все, человек двести. Я ожидал, что выступать буду перед небольшой группой, а тут… Все равно что выступать в каком?либо большом зале…

С волнением юный иллюзионист справился. И мастерски провел всю программу. А по завершении ему вручили полиэтиленовый пакет с монетками – плата за выступление, первый гонорар. Внушительных размеров, надо сказать. Мешок мальчишка «надежно» спрятал в ящик письменного стола, где его обнаружил старший брат и сдал родителям. Откуда взялись деньги, обеспокоенные мама и папа узнали только много лет спустя.

– Это было мое первое дело и моя первая прибыль, – улыбается Михаил Бастраков. – Часть гонораров я успел потратить до изъятия – купил себе шоколадку «Милки вей». Ничего вкуснее не ел…

Фокусники – мои авторитеты

Честно признается Михаил Бастраков. В начале девяностых авторитетами сверстников Михаила были «авторитеты» в малиновых пиджаках и с сомнительной репутацией. Вокруг семьи Бастраковых сияла аура сообщества иллюзионистов, и в этот круг не всякий попадал. Михаил ощущал себя частью избранных, а потому красными пиджаками не интересовался.

День был расписан по минутам, а в свободное время Михаил подрабатывал «фокусником». Правда, гонорары были много меньше: иногда – новогодние подарки. Чаще – просто «спасибо». В старших классах школы Михаил уже стал участником многих мероприятий, проводимых в родном городе. Все новогодние елки, и в ДК, и в школах, и детских садах, а еще корпоративы, семейные праздники. Про аниматоров в девяностые и не слышали, но и массовиком­затейником тоже приходилось быть.

Чуть позднее – ближе к совершеннолетию – Михаил стал выступать на дискотеках и в клубах.

– Переходный возраст был, конечно, – улыбается иллюзионист. – Хотелось быть свободным, как многие мои сверстники, уже и курящие, и пьющие… Сумел вовремя остановиться.

Соблазн талант не привлекал. Зато привлекало творчество.

По избранному пути

Профессия выбрана раз и навсегда. Осталось выбрать пути достижения вершин этой профессии. Пермский государственный институт искусства и культуры, специальность «режиссура театрализованных представлений и праздников», вполне подходил для исполнения мечты. Михаил поступает в вуз с первой попытки.

– Вообще рассматривались три вуза – это наш пермский институт, Москва, эстрадное отделение, и Киевское цирковое училище, – вспоминает Михаил. – Киев отпал сразу. Заграница не манила, даже ближайшая. А вот о Москве думалось. Но все?таки победило желание учиться в Перми, поближе к дому.

Сейчас Михаил Бастраков – дипломированный специалист, режиссер­преподаватель. И с увлечением занимается воплощением мечты детства в реальность – делает фокусы.

Годы студенчества пролетели как?то очень быстро. Творческие предметы сдавались «на ура», хореография и вокал неприятностей не доставляли. Хотя были студенты, роптавшие о напрасности трудов в изучении танца.

– Я на всю жизнь запомнил слова нашего преподавателя Руфины Павловны Козловой о том, что режиссер должен уметь все делать сам. Режиссер – это пример для остальных участников творческого процесса – будь то фильм, концерт или праздничное шествие. И без личного опыта работы здесь не справиться. Уже взрослея, я понял, что когда?то неосознанно выбрал для занятий все составляющие моей будущей профессии – хореографию, вокал, музыку, спорт.

…Чуть сложнее было изучать философию – но и здесь сказалась привычка учиться, постигать знания, всегда добиваться поставленной цели. А потому на старших курсах Михаил идет работать – по избранной специальности.

– На пятом курсе я устроился работать в Пермский дворец молодежи, – вспоминает Михаил. – И после защиты диплома остался здесь же. Тогда я впервые задумался: а правильно ли выбрал профессию? Стоит ли иллюзиям посвящать жизнь? Полтора года работы во Дворце – отличная практика и окончательное убеждение в том, что моя жизнь – это иллюзии.

Самостоятельное плавание

Сейчас Михаил Бастраков стал известен всему Пермскому краю именно как иллюзионист экстра­класса. В его концертной программе более ста номеров. И каждый – загадка, каждый – таинство магии. В чем секрет его обаяния? Это – талант, помноженный на воспитание и отшлифованный знаниями. Это умение говорить со зрителем – а общаться со сцены с теми, кто в зале, достаточно сложно. Это и способность не просто слушать, но услышать. И особый дар – быть своим, интересным, запоминающимся и детям, и старикам…

В Пермском крае, наверное, ни одного городка или села не осталось, где бы не выступал Михаил Бастраков. Один или вместе с командой. А иногда и вместе с иллюзионным театром «Улыбка» Валерия Бастракова. Но все же больше он любит самостоятельное плавание.

– По знаку зодиака я Лев, – улыбается Михаил. – А значит, лидер по натуре. Люблю порядок и слежу за домом. Мой дом – Пермский край, уезжать отсюда надолго не люблю. Хотя, конечно, на гастроли приходится ездить. Вот только больше двух месяцев вдали от дома не выдерживаю…

Михаил Бастраков пригодился именно там, где родился. За годы учебы сложились связи – а куда без них в России, – контакты, репутация. Талант и творчество иллюзиониста востребованы. Помогает и умение фокусника работать на разных площадках – дворцы и дома культуры, корпоративные вечера для крупных предприятий и детские сады, школы и клубы…

– Работы не боюсь и не стыжусь, – говорит Михаил Бастраков. – Для меня одинаково важны и сольный концерт, и выступление в школе. Программы разработаны разные и для разной аудитории свои. Стараюсь фокусы каждому зрителю подать по?своему. Есть в моем арсенале фокусы, которым более ста лет, а в моей интерпретации смотрятся как новые. Традиции и современность – это фокусы…

Особенности аудитории

Есть еще одна сторона творчества Михаила Бастракова – благотворительность. Он выезжает в детские дома и дома престарелых по первому приглашению. Зачем это нужно молодому и успешному артисту?

– Это – от сердца. Дети – вообще самая благодарная аудитория, – считает фокусник. – И они так доверчивы, восторженны, что с ними интересно работать, дарить чудо. Иное отношение к тем, кто в преклонном возрасте. Наверное, мне просто не хватило общения с бабушкой и дедушкой, они рано ушли из жизни. Но зато всю жизнь буду благодарен своей соседке по квартире, комнату в которой я снимал в студенчестве. Ей было больше восьмидесяти лет, она уже не ходила, жила одна, и я по мере сил помогал ей. Ценил поначалу то, что мои юношеские проказы – шумные вечеринки с друзьями, например, – она воспринимала спокойно и без упреков. А потом мы начали говорить. Она многое знает и помнит, многие исторические – для меня – события были событиями ее жизни. Например, смерть Сталина и отношение к этому в Перми…

Самый запоминающийся день в этой коммунальной жизни – когда студент повез соседку кататься по городу. Почти десять лет женщина не выходила из дома, прикованная к постели. Город за это время сильно изменился, а потому прогулка получилась вдвойне запоминающейся – с воспоминаниями, что здесь было, и с восторгами, что здесь стало.

– Мне это наше общение дало очень многое, – говорит Михаил Бастраков. – Я понимаю, как одиноко и грустно старикам, и радуюсь, что могу подарить хоть немного праздника. И это общение со старшими и мне очень дорого… Хочется, чтобы не было на свете ни одиноких детей, ни одиноких стариков…

54