Главная / Статьи / Культура / Абсолютная бессмысленность

Культура

Абсолютная бессмысленность

Театр «Сцена-­Молот» преподносит зрителям сразу две премьеры

Ежедневно на сцене театра происходит действие. Ежедневно – аншлаг. У театра «свой» зритель, и камернсть театрального зала только увеличивает желание этого зрителя возвращаться снова, чтобы стать частью спектакля, – так уж повелось изначально.

«Сцену­Молот» можно назвать театром для размышлений. Спектакли разных режиссеров и с разными актерами, минималистичность сценографии, приближенность зрителя к сцене – все это позволяет польностью погрузиться в порой философские, а порой откровенно нигилистические, даже эпатажные мнения и высказывания действа. Вот и два новых премьерных спектакля станут для завсегдатаев театра подтверждением его репутации, а для зрителя массового – способом приобщения к массовой культуре.

Если дословно переводить название первой премьерной пьесы с польского, то получится фраза «Между нами есть добро». Но в этом театре спектакль назвали «У нас все хорошо!». И возникает совсем другой смысл. Это пьеса про взаимоотношения людей, поколений, про абсолютное отсутствие желания людей видеть, слышать и понимать друг друга.

Автор пьесы Дорота Масловска – одна из самых выдающихся писательниц современной Польши. Режиссер спектакля, выпускник Петербургской театральной академии (мастерская В.?Фильштинского) Семен Серзин – участник многих фестивалей и творческих лабораторий, один из создателей «Этюд­театра» (Санкт­Петербург).

Тексты Масловской идеально передают язык различных поколений и социальных групп. На пересечении поколенческих дискурсов автор и выстраивает свои трагикомические истории. Типичные для современной драмы персонажи (трудный подросток, нервная, «с закидонами» мать, зацикленная на войне бабушка) разговаривают на исковерканном современностью языке штампов, СМИ, газетных реклам и интернет­блогов и далеко не всегда понимают друг друга. Диалоги героев, наполненные языковыми ребусами и смысловыми парадоксами, создают на сцене совершенно специфическую, абсурдную реальность.

– Жанр этого спектакля напоминает абсолютно бессмысленное перелистывание каналов телевизора, – говорит Семен Серзин, режиссер спектакля. – Автор пьесы доводит этот момент до абсурда, выводит в гротеск все эти супермаркеты и все то, что нас обложило со всех сторон. По сути, жизнь в пьесе разделена на жизнь по разные стороны экрана, это апофеоз абсурда. Три поколения женщин – по одну сторону экрана, гротескные образы из телевизора – по другую.

Еще одна премьера – спектакль «Фронтовичка» Автор пьесы – драматург Анна Батурина (Екатеринбург), лауреат литературной премии «Дебют» и неоднократный лауреат конкурсов современной драматургии. Режиссер Дмитрий Турков (Санкт­Петербург) – студент Высшего театрального училища им. Б. Щукина (мастерская Сергея Яшина).

Машка, сержант, возвращается с фронта: позади ужасы войны, прощание с любимым, Матвеем, оставшимся «довоевывать», госпиталь, потеря ребенка из?за перенесенного тифа. Поселившись у матери жениха, Машка будет ждать. И дождется: он приедет… с юной беременной женой. Что дальше – сломит ее этот удар? Как повернутся судьбы героев?

Несмотря на простоту сюжета, это невероятно искренняя история про то самое удивительное поколение, выигравшее Великую Отечественную войну. Правда военного и послевоенного времени адресована времени сегодняшнему, отчаянно нуждающемуся в таких историях, трогательных и больных сердцу.

– Мне бы хотелось рассказать историю о женщине, которая получает от жизни нокаутирующие удары, о том, как ей удается держать их и при этом не терять вкуса к жизни, – говорит Дмитрий Турков, режиссер спектакля. – Стилистика спектакля, по задумке автора, должна быть ближе к бытовому жанру. Но мы стараемся от этого отойти, оставляя обстановку на уровне условного обозначения, лишь давая зрителю намек, где происходит действие. Пространство спектакля – площадка декорационного цеха театра, абсолютно враждебная живому, поэтическому; холодное, колючее место, в котором не прорасти деревцу. И актрисе нужно сделать так, чтобы это пространство преобразовалось в сознании зрителей в более приветливое и пригодное для жизни.

224