Главная / Статьи / Культура / Жив капустник – жив театр!

Культура

Жив капустник – жив театр!

«Не верю!» – тема седьмого фестиваля театральных капустников «Соленые уши»

Слова, вынесенные в заголовок, сказал кто-­то из великих, может быть, и сам Константин Сергеевич. 150-­летию со дня рождения Станиславского и был посвящен нынешний фестиваль­конкурс сценических коллективов Пермского края. Участие в нем принимали девять театров – из Перми, Кудымкара, Чайковского, Лысьвы, Губахи, а также студенты Пермской государственной академии искусства и культуры.

Темы предыдущих фестивалей (к слову, нынешний проходил 1 апреля, в День смеха и день рождения Гоголя) были самые разные: и «Пермский период», и «Смех сквозь слезы»… В этот раз кроме обыгрывания ироничного «Не верю!» было много сцен и этюдов, приобщавших зрителей к основным понятиям того, что мы называем «системой Станиславского». Со сцены звучали цитаты из знаменитых трудов, обыгрывались понятия «сквозное действие», «сверхзадача», «перевоплощение»… Выступления актеров перемежались видео из жизни великого реформатора, его высказываниями, историями из жизни. Такое своего рода нескучное просветительство.

– С чего начинается театр?– задали «вопрос на засыпку» бессменные ведущие всех семи капустников, замечательные актеры Пермского ТЮЗа Татьяна Жаркова и Александр Калашниченко.

– Правильно, с вешалки!

И Татьяна Жаркова тут же блистательно эту вешалку изобразила: какой она может быть в доме престарелых, в ресторане, в ночном клубе…

Как и в прошлые годы, много шуток было по поводу «пермской культурной революции»:

– Я­то еще помню время, внучок, когда пели в опере, танцевали в балете, кувыркались в цирке, а матом ругались на улице…

– Не может быть, дедушка. Вот, должно быть, скукота­то была!

 Это из выступления нашего театра кукол. Оно, на мой взгляд, было наряду с представлением театра юного зрителя наиболее остроумным, хотя оба заняли только второе место.

Первое же место – у дуэта пермского камерного молодежного театра «Новая драма», участвовавшего в фестивале, кстати, в первый раз.

Дмитрий Огородников и Сергей Толстиков остроумно разыграли, как Станиславский и Немирович­Данченко могли бы встретиться в Перми в наши дни.

 – По поводу первого места у жюри не было споров: единодушно сошлись во мнении, что «Новая драма» – это в точку, – сказал, объявляя итоги конкурса, председатель жюри, актер, сценарист, поэт, лауреат многочисленных всероссийских фестивалей театральных капустников «Веселая коза» в Нижнем Новгороде Сергей Плотов.

И в заключение – еще одна прелестная актуальная шутка, кажется, она из представления кудымкарцев:

– Скинемся на весну!

Справка

Раньше, когда во время Великого поста всякие театральные зрелища были запрещены, последний день Масленицы становился закрытием зимнего театрального сезона. Антрепренеры давали труппам праздничные ужины, а в центре стола – по великопостной традиции – ставили вазу с символическим кочаном капусты. Ужины были веселыми, «междусобойными». Отсюда и пошли театральные капустники.

Театры не играли, но жаждавшие творчества актеры, вопреки официальным и религиозным запретам, тешили свои души импровизированными представлениями на собственно театральные темы. А двадцать лет назад в Нижнем Новгороде организовали первый всероссийский фестиваль театральных капустников. Назвали его «Веселая коза», вспомнив шуточное название нижегородского герба.

295