Главная / Статьи / Культура / Гляжу в озера синие

Культура

Гляжу в озера синие

Эта песня в исполнении Екатерины Шавриной до сих пор волнует и печалит поклонников русской песни

Богата на самобытные таланты земля Пермская. И не последнее место в списке пермских талантов занимает певица Екатерина Шаврина.

Детство и юность Кати Шавриной прошли в Перми. Тяжелые это были годы. Почти до четырех лет Катя не могла слышать и не говорила: сказались осложнения после воспаления уха. Родители не сразу поняли, в чем дело, а оказалось, что нужна была серьезная операция. Чтобы добыть средства на лечение, родителям пришлось продать корову. Врач, старичок­-профессор, сделал операцию и денег не взял. После этого и петь и говорить Катя начала одновременно.

Выдержать и не сдаться

Родители умерли рано, и на попечении Екатерины, старшей в семье, остались пять сестер и брат. Их надо было кормить, и Катя, сама еще ребенок, вынуждена была искать заработок. Пришлось немного прибавить себе возраст, так как детям до четырнадцати лет работать запрещалось. Сначала Катя работала уборщицей в Доме культуры имени Свердлова, затем, когда девочке исполнилось 14 лет, пошла работать контролером на заводе.

Катя Шаврина зарабатывала на жизнь большой семьи, а параллельно солировала в Осинском русском народном хоре Пермской области. Артистический дебют юной певицы в Москве состоялся на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности. Она произвела сильное впечатление на жюри, в частности на Ирму Петровну Яузен, предложившую ей переехать в столицу.

Впрочем, в столицу Катя не рвалась. Но, как только появилась возможность, бросила работу на заводе и отправилась в Куйбышев – поступать в Волжский народный хор. Уехала, конечно, вопреки воле родственников, не имея за душой ни копейки: деньги на билет ей выделил секретарь заводской комсомольской организации Володя Мальцев, который, наверное, был единственным, кто тогда верил в способности Екатерины.

Приехав в Куйбышев, Шаврина узнала, что хора нет – уехал на гастроли. Девушка расстроилась и расплакалась прямо на чугунной лестнице здания. Она плакала так громко, что привлекла к себе внимание музыкального руководителя хора, известного композитора Григория Пономаренко – автора знаменитых шлягеров «Оренбургский пуховый платок», «Ивушка зеленая», «Ой, снег-­снежок»… Узнав, в чем дело, Пономаренко согласился прослушать Шаврину. Вокальные данные Кати ему понравились, и он предложил девушке заглянуть к нему через неделю. Шаврина ответила: «Я не могу через неделю – мне жить негде». Тогда композитор, недолго думая, предложил ей временно… пожить у него.

Легко ли быть молодым?

Государственный Волжский народный хор в Куйбышеве (ныне – Самара) тогда гремел, стал первым хором, выехавшим за границу, во Францию. «Из юности помню только одно, – вспоминает Екатерина Феоктистовна, – концерты, дом, работа, сон три­-четыре часа, и снова концерты, и снова репетиции… Было настолько тяжело, что сейчас удивляюсь, как все выдержала…»

Безусловно, Россия никогда не была обделена одаренными певцами и талантами. Но Екатерина Шаврина – это и голос, и талант, и характер.

Успеху молодой певицы на большой эстраде способствовал композитор Григорий Федорович Пономаренко. «Это был удивительный человек, я ему очень многим обязана», – говорит Е. Шаврина. Пономаренко написал первые песни певицы – «Нарьян­-Мар», «Колокольчик» и «Тополя», впервые вывел ее на сцену, открыл ее.

Но именно Григорий Пономаренко препятствовал карьере певицы. Катя появилась в жизни композитора вскоре после его развода. Та неделя, прожитая в его доме, оказалась решающей – Пономаренко сделал свой выбор. И Кате, которой было тогда всего шестнадцать лет, не оставалось ничего, как принять его. Вскоре у четы родился сын. Кстати, этот брак никогда не был официальным. В Советском Союзе браки с разницей в возрасте брачующихся в четверть века никто не регистрировал.

Из воспоминаний Екатерины Шавриной:

«Я так старательно избегала встреч с Пономаренко, что в результате его помощник устроил мне настоящий разнос: «Хватит ломаться и мучить хорошего человека. Неужели не видишь, как он тебя любит? Немедленно переезжай жить к нему!» Я тогда чувствовала себя как загнанный зверек: с одной стороны, я была очень благодарна Григорию Федоровичу, однако, с другой стороны, представить себя его женой не удавалось ни в какую! Но Пономаренко был намного опытнее меня. В конце концов он устроил все так, что мне не оставалось ничего иного, как выйти за него замуж… На гастролях в Казани он пригласил меня порепетировать новую песню у него в номере и как бы случайно закрыл дверь на ключ, который потом так и не смог найти… Я вернулась в Куйбышев совершенно разбитая и упросила Григория Федоровича отпустить меня на недельку в Пермь».

Григорий Пономаренко – вольно или невольно – стал и главным препятствием в карьере молодой певицы.. Он не хотел делить Катю ни с кем. Поэтому вскоре оставил Куйбышев и уехал в Волгоград, когда ему предложили организовать там новый хор. Вскоре родился сын Гриша.

Вынужденное затворничество изводило Шаврину. Она всей душой рвалась на сцену, а муж запрещал ей это. Лишь иногда муж позволял певице участвовать в каких?нибудь концертах, причем петь она должна была исключительно его песни. На этой почве в семье начались скандалы. Во время одного из них обстановка накалилась очень сильно, и Пономаренко понял, что перегнул палку. Ему стало ясно: еще чуть?чуть – и, забрав ребенка, жена попросту сбежит из дома. Тогда он сделал хитрый ход – переехал с семьей в Москву, в роскошную квартиру на Чистопрудном бульваре. И целыми днями только и делал, что водил супругу по музыкальным редакциям на радио и телевидении. Именно тогда на весь Советский Союз и зазвучали шлягеры в исполнении Екатерины Шавриной: «Коля, Коля, Николаша», «Тополя, тополя», «Гармошечка-­говорушечка». Шел 1962 год…

На свободу!

Чашу терпения певицы переполнил случай, который произошел во время концерта в клубе КГБ. Отработав свой номер, Шаврина прильнула к щелочке в кулисах, чтобы понаблюдать за тем, как работают ее коллеги. А Пономаренко это всегда раздражало: ему казалось, что жена таким образом высматривает ему замену. Нервы Пономаренко не выдержали, и, схватив жену за локоть, он потащил ее прочь от кулис. Екатерина попыталась вырваться из рук супруга, и тот, не сдержавшись, несколько раз ударил ее по лицу, после чего увез домой.

Оставив рыдающую жену в квартире, Григорий Федорович уехал, наказав жене никуда не выходить. Но та поступила по?своему: взяла на руки трехлетнего сына и сбежала из дома. Причем второпях даже детские вещи для сына забыла прихватить.

После разрыва с Пономаренко Шавриной пришлось начинать практически с нуля. Перед ней закрылись двери всех тех домов, где их принимали вместе с мужем. Многие однозначно были на стороне композитора, считая, что во всем виновата его молодая супруга. Ее перестали приглашать на радио и телевидение, вакуум возник вокруг нее и в Москонцерте.

Но Катя не сдавалась. Надо было получать образование. И она, выступая сразу в трех самодеятельных коллективах, пошла учиться… в медицинский институт. Сказались, видимо, впечатления детства. Однако не сдала сессию уже за первый курс: учиться было некогда. Страсть к песне оказалась настолько сильной, что не оставила шанса никаким другим занятиям получить место в жизни Екатерины Шавриной. Здесь Екатерине Шавриной помогла одна из немногих оставшихся после разрыва с Пономаренко подруг – Людмила Зыкина, она подсказала Кате, где ей нужно получить образование. Екатерина Шаврина поступила и окончила Московское музыкальное училище имени Ипполитова-­Иванова по классу вокала у Елены Константиновны Гедевановой.

Жить было нелегко. После работы и учебы (в музыкальном училище имени Ипполитова­Иванова, куда ее устроила Людмила Зыкина) Катя возвращалась домой, падала замертво на кровать и тут же засыпала. Иной раз ей и сына покормить было нечем. Выручала квартирная хозяйка: то котлетку ему даст, то пирожок. А тот, зная, что мама вернется с работы голодная, умудрялся и ей что?нибудь припрятать. Чтобы избавиться от безденежья, Шаврина устроилась на вторую работу – стала мыть подъезды в том же доме, где снимала комнату…

Она справилась. Она преодолела все преграды и стала певицей. А потом – известной певицей.

Русская эстрада

То, что Екатерина Шаврина делает в искусстве, можно охарактеризовать как «русская эстрада». С 1964 года она работает в Москонцерте. В разное время участниками ансамбля, аккомпанировавшего Екатерине Шавриной, были известные ныне музыканты – например, Михаил Шуфутинский. В 1970?х годах певица много гастролировала по стране и за рубежом, в том числе в Бразилии, США, на Кубе.

Визитной карточкой Екатерины Шавриной на долгие годы стала специально для нее созданная нежная лирическая песня «Гляжу в озера синие» (музыка Л. Афанасьева, стихи И. Шаферана), которую певица записала в 1972 году для знаменитого многосерийного телефильма «Тени исчезают в полдень». В 1981 и 1983 годах Екатерина Шаврина дала два сольных концерта в зале заседаний Организации Объединенных Наций, став единственной русской певицей, удостоенной подобной чести.

В 1990?е годы певица резко меняет свой имидж, в этом ей помогают поэт Борис Шифрин и композитор Виталий Окороков, ставший ее музыкальным продюсером. В ее репертуаре появляются самые контрастные вещи – от откровенно городской озорной песенки «Понарошку, понарошку я тебя любила» до романсов «Ах, зачем эта ночь так была хороша» или современного романса «Праздник счастья» (музыка В. Окорокова, стихи С. Белявской) и полюбившихся всем песен «Разлюли­малина», «Судьба­судьбинушка».

Певица имеет две сольные фольклорные программы, три современные эстрадные программы с русским уклоном. Влечение к современной эстрадной музыке появилось в творчестве певицы сравнительно недавно. Ей по душе модерновый европейский хит с многоголосными накладками, усложненными аранжировками, мощным инструменталом. Вместе с тем у Екатерины Шавриной всегда наготове фейерверк из народных песен и частушек под баян, и здесь она буквально преображается. У Екатерины Шавриной есть черта, характеризующая ее как подлинно народную певицу, – умение петь без музыкального сопровождения, петь так, как чувствует душа…

А еще у нее – трое детей. Старший, Григорий, начал свою карьеру у Вячеслава Зайцева. Теперь он известный модельер. Во втором браке родились дочери – близняшки Жанна и Элла. Одна – медик, другая – финансист.

Званий и наград у Швриной много. Е. Ф. Шаврина – народная артистка России (1995), заслуженная артистка РСФСР (1983), лауреат премий Ленинского комсомола и Московского комсомола, почетный гражданин одиннадцати городов России. Имеет общественные награды: орден «За самоотверженный труд на благо Отечества», золотой орден «Служение искусству», малая золотая медаль «Меценат столетия».

627