В Екатеринбурге состоялась промышленная выставка
Пермский след – почти на цыпочках?
В Екатеринбурге состоялась промышленная выставка «Иннопром-2012».
Если ничего не менять в инновационнопромышленной политике Прикамья, мы рискуем серьезно отстать от нашего ближайшего географического соседа и постоянного соперника по виртуальной экономической «борьбе» – Свердловской области. Особенно если учесть, что было время, когда наш регион в 1934–1938 годах даже входил в состав Свердловской области. Но тогда промышленный потенциал Западного Урала был настолько самодостаточен, что разорвал искусственно сшитые Сталиным административные одежки.
Нынешняя же экономикополитическая ситуация, на мой взгляд, не дает таких «железных» гарантий. Мысли об этом не покидали меня все четыре дня работы на главной промышленной выставке России «Иннопром-2012»
Нас там «не стояло»
Выставка уже в третий раз проходит в Екатеринбурге. И сей факт, как, видимо, считают екатеринбуржцы, позволяет им считать себя «самым амбициозным регионом России». Впрочем, не без основания: кто еще у нас в Российской Федерации отважится пригласить на свою территорию всемирную выставку «ЭКСПО», которой ни в царской, ни в советской империях, ни в современной России отродясь не было? Несмотря на то, что наша страна уже 156 лет в таких мировых смотрах достижений активно участвует.
Они отважились. Что из этого выйдет, покажет время. Пока же – мой вопрос об участии пермяков в выставке «Иннопром-2012».
Вернее, о тотальном неучастии. К сожалению, я напрасно искал среди полутора сотен экспонентов ожидаемый мною масштабный «пермский след». В каком?то смысле наш край представлял «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», но он был в составе стенда головной организации. Увидел березниковских титанщиков, но и они были малозаметны в представлении корпорации «ВСМПО-АВИСМА».
И все. Как сказал Гамлет в финале: «Дальнейшее – тишина». Считаю, что этот факт свидетельствует об очевидном: в нашем крае до сих пор нет целенаправленной, продуманной и прогрессивной инновационной политики. Тем более что ни в краевых министерствах, ни в самом правительстве внятно объяснить причину неучастия в «Иннопроме-2012» мне не смогли.
А ведь есть у нас ряд по?настоящему инновационных предприятий (и наша газета не раз о них писала), которые делают честь Прикамью.
Самое распространенное объяснение, полученное из пресловутых коридоров власти: мы, мол, сейчас переформатируемся, структурируемся, не до выставок нам. Да, жаль, что устроители форума вместе с руководителями государства не учли такого веского обстоятельства.
«За державу» по?прежнему обидно
Позволю себе добавить еще пару сравнительных слов.
С высоты двухсот метров, со смотровой площадки 50?этажного небоскреба «Высоцкий» (самого высокого здания за пределами Москвы) в центре Екатеринбурга, открывается впечатляющий вид на современные проспекты и улицы столицы Среднего Урала, их ухоженность и обустроенность. На мой взгляд, это самое наглядное свидетельство уровня развития бизнеса и города в целом. В этом смысле разделю горечь слов, сказанных мне однажды президентом регионального объединения работодателей Пермского края «Сотрудничество» Алексеем Андреевым: «Деловых людей не проведешь. Им достаточно увидеть неухоженность Перми, жуткие надписи на домах, отсталость социальнокультурной инфраструктуры, как сразу встает вопрос о целесообразности реализации своих проектов у нас».
И действительно, сколько ни внушай инорегионному бизнесу мысль о том, что его в Прикамье ждет режим наибольшего благоприятствования, картинка все портит.
КОММЕНТАРИЙ
Петр Мозгалёв, ведущий эксперт Всероссийского фонда независимых экономических исследований:
Вернуть утраченное!
– В своем архиве нашел газетную вырезку: «IV Российская венчурная ярмарка подтвердила лидирующую роль Прикамья в осуществлении экономической политики государства от центра к регионам». Замечательно? Конечно. За исключением одного: та ярмарка в Перми была проведена в октябре 2003?го по инициативе тогдашнего губернатора Юрия Трутнева, и с тех пор мероприятий такого масштаба (а в Пермь тогда приехало более сотни крупных инвесторов из США, ведущих европейских и азиатских стран) на Западном Урале не было.
Конечно же, жаль, что Пермский край ныне в какой?то мере утратил свои традиции, замедлил темпы своего инновационного развития, но наверстать упущенное еще можно. Для этого нужно стимулировать инициативу местного бизнессообщества, взять на вооружение отличный опыт Свердловской области, тем более что нынешний губернатор Прикамья – выходец оттуда. Понятно, что одним махом накопившиеся проблемы не решить, но даже самая дальняя дорога начинается с первого шага.