Ромео и Джульетта
Балет Сергея Прокофьева в постановке английского хореографа Кеннета Макмиллана
Седьмой Международный фестиваль искусств в Перми, которую называют городом Дягилева, достиг апогея: сегодня шестой из его девяти насыщенных впечатлениями и событиями дней.
Лучшему продюсеру
Теодор Курентзис, объявляя итоги конкурса на премию Дягилева, примерно так коротко определил критерии, по которым жюри определяло лучшую международную театральную премьеру-2012: это должно быть либо произведение известное, но с новаторской концепцией, либо совсем новое.
На эту премию, первую в современной России профессиональную награду за лучшую работу продюсера в сфере музыкального театра, претендовало семь постановок: из Испании, Германии, Франции, России. Международное жюри, которое возглавлял художественный руководитель Teatro Real в Мадриде Жерар Мортье, на этот раз назвало двух победителей. Это опера Эдисона Денисова по мотивам одноименного романа Бориса Виана «Пена дней» в Stuttgart Opera (Штутгарт, Германия) и оперный диптих, «Иоланта» Чайковского и «Персефона» Стравинского, поставленный именно в Teatro Real американским режиссером Питером Селларсом.
Так что Жерару Мортье не пришлось дважды выходить на сцену: сначала он как председатель жюри объяснил, как и почему были выбраны именно эти спектакли, а затем он же был назван лауреатом.
В состав жюри из одиннадцати человек входили также наш известный театральный режиссер Анатолий Васильев, художник Марина Абрамович, и. о. министра культуры Пермского края Игорь Гладнев, музыкальный критик Алексей Парин, художественные руководители Пермского театра оперы и балета и Пермского Театра-Театра Теодор Курентзис и Борис Мильграм, член национальной ассамблеи Франции Катрин Таска, директор Манчестерского международного фестиваля Алекс Путс…
Общий денежный приз для всех лауреатов составляет 50 тысяч евро: по 25 тысяч евро для каждого.
Сразу за церемонией вручения премии Дягилева выступил известный немецкий оркестр Ensemble Modern, молодой коллектив которого (в его составе два десятка солистов из Аргентины, Болгарии, Индии, Швейцарии, Японии, Польши) сотрудничает с композиторами всего мира.
«Ромео и Джульетта»
Балет Сергея Прокофьева в постановке английского хореографа Кеннета Макмиллана, думается, – главное ожидаемое событие, фестиваль им и открылся. Некоторые поклонники балета выстояли очередь за билетами на него еще… в феврале! Да и на прогоне накануне премьеры в театре был полный аншлаг.
Этот балет – российская премьера, эта постановка – первое исполнение канонического балета Макмиллана в нашей стране. Это совместная работа с фондом Кеннета Макмиллана, и на его премьеру приехала вдова хореографа леди Дебора Макмиллан. Как сказал на пресс-конференции художественный руководитель постановки Алексей Мирошниченко, не каждая труппа и не каждый театр удостаиваются чести работать с фондом.
В Перми сложилась интернациональная команда: балетмейстеры Гарри Харрис и Карл Бернетт из Англии, художники-постановщики Мауро Карози и Одетте Николетти из Италии, танцовщики – российские. За полтора месяца подготовлено четыре состава исполнителей. На генеральной репетиции Джульетту танцевала Наталья Моисеева, Ромео – Сергей Мершин, Меркуцио – Александр Таранов, Тибальда – Иван Порошин, синьору Капулетти – Наталья Макина, а на премьере главные роли исполнили Наталья Домрачева и Руслан Савденов. Каждый из артистов выложился «по полной», особенно в потрясающих, полных нежности и драматизма сценах, таких, например, как сцена первого свидания или материнского горя…
Мнения по поводу новой постановки раздавались самые разные: от безусловно комплиментарных, которых было явное большинство, до критических. Одним не нравилось, например, то, что история вышла якобы «слишком бытовая», другие утверждали, что в постановке «много пантомимы», но мало танца, третьи сетовали: на сцене не хватает места для танца из?за столь грандиозных декораций…
Многие сравнивали нынешнюю постановку с известной постановкой Николая Боярчикова, отдавая предпочтение той, прежней, как более образной и романтической. Одно оказалось неоспоримо для всех: великолепное исполнение музыки Прокофьева оркестром MusicAeterna.
Балет «Ромео и Джульетта» будет показан в этом сезоне 20, 22 и 23 июня, и еще двенадцать спектаклей пройдут в следующем театральном сезоне.
Широкую публику интриговал еще один момент: впечатляющие костюмы, стоимость которых составляет, по разным данным, от 30 до 32 миллионов рублей. В балете более двухсот костюмов, 29 из которых пошиты в Италии. Буквально через день после премьеры, уже в понедельник, 27 мая, в Пермской художественной галерее открылась выставка костюмов спектакля (и это тоже своего рода новаторство!), так и названная «Путь к премьере». Авторы костюмов – итальянцы Луиджи Бенедетти (автор идеи, куратор выставки) и Одетте Николетти. Их пригласили в Пермь по протекции леди Макмиллан: ей очень понравились наряды, которые художники придумали для аналогичного спектакля в «Ла Скала». Для Перми итальянцы создали совершенно самостоятельную коллекцию, хотя главный принцип остался: рубашки, платья, кафтаны, мантии пошиты по портновским лекалам шестнадцатого века. Материалы современные: легкие синтетические и натуральные ткани, бархат, шелк, сукно, кожа…
Резиденты фестиваля
Резидентами, на западный манер, называют приглашенных артистов, которые курируют разные фестивальные направления. В этом году артистамирезидентами стали итальянский режиссер Ромео Кастелуччи, которого называют записным возмутителем спокойствия и чей спектакль «Ресторан «Времена года» идет сегодня вечером на сцене Театра-Театра, и Антон Батагов, пианист и композитор. Батагова считают одним из самых тонких и умных российских композиторов, но вот последние пятнадцать лет он почти не выступал на публике.
Во вторник, 28 мая, в Органном зале состоялась мировая премьера фортепианного цикла композитора «Избранные письма Сергея Рахманинова». Их всего десять, этих пьес. Историю появления цикла Антон Батагов рассказал в недавнем интервью журналу «Афиша»:
– …Прошлой осенью я поехал на могилу Рахманинова. Он похоронен примерно в получасе езды от Нью-Йорка в очень красивом месте. И я вдруг почувствовал всю «рахманиновскую» ситуацию… Он ведь был великим русским музыкантом… И вот он уехал из России и обосновался в Америке, которую, кстати, не очень любил. И вот он лежит на этом аккуратненьком, ухоженном кладбище, вокруг газончики, идиллические домики, все идеально чисто. И еще вокруг много китайцев, евреев, эстонцев, русских, американцев… В общем, все это вместе на меня как?то очень сильно подействовало. И возникла идея: Рахманинов пишет письма композиторам, которые пришли после него… То есть как будто Рахманинов решил просто по душам поговорить с теми, чья музыка так или иначе резонирует с его собственной…
В этом же концерте прозвучала еще и «Переписка», совместное произведение-диалог Владимира Мартынова и Георга Пелециса, которое исполнили сам Владимир Мартынов и Полина Осетинская.
Вообще интересных фортепианных событий на фестивале много: это, например, еще предстоящее выступление Алексея Любимова и солистов оркестра MusicAeterna (31 мая) и концерт к юбилею Бенджамина Бриттена, который пройдет 1 июня…
Второго июня фестиваль завершает отмечающая свое столетие «Весна священная» Игоря Стравинского в исполнении сборного фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса.
Комментарии
Теодор Курентзис, художественный руководитель фестиваля:
Пермь видит уникальные вещи
– Мы старались сформировать программу фестиваля в духе Сергея Дягилева, который всегда вел поиски новых форм, новых идей и смыслов в искусстве. В течение года мы проводим основательную работу по отбору событий и участников фестиваля, отсматривая множество спектаклей в разных театрах Европы. События, собранные в программе Дягилевского фестиваля – 2013, интересны любому жителю Парижа, Берлина и Лондона. И я очень рад, что Пермь сможет увидеть уникальные вещи, потому что это очень по?дягилевски.
Алексей Мирошниченко, руководитель балетной труппы пермской оперы:
Зрителю нужна жизнь, а не символы
– Впервые трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» увидела балетную сцену в 1940 году, когда Леонид Лавровский поставил в Кировском театре этот спектакль… Вообще структура этого спектакля оказала влияние на все последующие постановки, как классические, так и современные. Конечно, и Кеннет Макмиллан видел этот спектакль, и он оказал на него определенное влияние.
Но почему мы остановились с Теодором Курентзисом именно на постановке Кеннета Макмиллана? Почему именно так этот спектакль Кеннет сделал?!
Верона – это маленький городок, в котором идет война кланов. Ромео и Джульетта – молодые, темпераментные, живые! У Лавровского же эти персонажи какие?то «надземные», слишком идеализированные… Плюс ко всему наш спектакль более «танцевальный» … Хореография современная и в то же время академическая, классическая, очень подходящая для развития труппы. Артистам есть что делать, тем более что на английскую хореографию оказала большое влияние русская.
Я много раз говорил, что основные направления художественной политики нашего балета – это сохранение и поддержание классического репертуара на должном уровне, современные постановки, авторская хореография, за этот участок работы я и отвечаю, и пополнение классического репертуара.
Мы не только возвращаем в афишу название это замечательное, «Ромео и Джульетта», эту замечательную музыку. Мы не только наслаждаемся великолепной хореографией. Мы еще интегрируемся в мировое балетное пространство уже с классическим спектаклем. Почему именно версия Кеннета Макмиллана наиболее популярна в мире? Потому что людей не обманешь, они любят жизненное, живое, а не просто символы…