Создание высокоскоростного железнодорожного сообщения
Долгосрочный проект одобрили на самом высоком уровне
Создание сети высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения – ключевой элемент роста экономики России. Поэтому проект создания и развития высокоскоростного пассажирского движения в России поддержали на самом высоком уровне.
Так, Президент России Владимир Путин поддержал идею использовать средства накопленных государственных резервов, в частности средства Фонда национального благосостояния, для реализации крупных инвестиционных проектов. Проект создания высокоскоростного железнодорожного движения был назван в их числе.
Собственно говоря, проектов строительства высокоскоростной магистрали два – Москва – Адлер и Москва – Екатеринбург, ВСМ-1 и ВСМ-2. Оба важны одинаково, но для Прикамья все таки важнее ВСМ-2. Мы становимся ближе к остальному миру примерно на десять часов.
Собственно говоря, никакого открытия нет. Во всем мире распространен такой транспорт, как высокоскоростные поезда. Активно им пользуются в Японии, Франции, Германии, активно развивается ВСМ в Китае. Для нашей страны, державы огромных расстояний, такой транспорт действительно необходим.
Кроме того, что ВСМ поможет сблизить города и сократить время, это еще улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, это также серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. А еще железнодорожный транспорт является наиболее экологичным, доступным и безопасным видом транспорта
Но вернемся к проекту ВСМ-2. Предполагается, что эта магистраль свяжет крупнейшие города Центрального, Приволжского и в перспективе Уральского федеральных округов и даст возможность перемещения между городами за 1–1,5 часа. Уже пилотный проект предполагает движение 60 пар поездов в день. Помимо дневныех высокоскоростных поездов со скоростью движения от 200 до 400 км/ч и стоимостью проезда от 1 до 10 рублей за километр, на новых магистралях будет реализовано движение скоростных ночных поездов со скоростями от
140 до 200 км/ч. Также в систему высокоскоростного сообщения будет интегрирована система скоростных маршрутов, которые соединят линию ВСМ и близ расположенные региональные центры. Освободившиеся мощности существующих железнодорожных линий будут задействованы для наращивания пригородного сообщения и объемов грузоперевозок.
Первоочередным проектом строительства ВСМ в России станет магистраль Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань с перспективой продления до Екатеринбурга и подключения Перми, Уфы и Челябинска. Запуск высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью сократит время движения для пассажиров более чем на 10 часов по сравнению с сегодняшним днем, при этом время движения между агломерациями не будет превышать 1–1,5 часа. Протяженность вновь построенной выделенной линии составит 803 километра.
Финансирование проекта будет вестись на принципах государственно-частного партнерства, а государственный грант составит не более 70% от общей стоимости строительства. Если общая стоимость строительства линии Москва – Казань предварительно оценивается в 928 млрд руб. (с учетом инфляции), то потребность в государственном финансировании составляет 650 млрд руб. и может быть снижена до 371 млрд руб. за счет таких инструментов, как льготное налогообложение и привлечение возвратных средств накопленных государственных резервов.