Главная / Статьи / Экономика / Цены на бензин растут

Экономика

Цены на бензин растут

Цены на бензин растут, и тому есть несколько причин

 Автолюбителей в России становится все больше. Во многих семьях уже не по одному автомобилю. Растут автопарки и у предприятий и организаций. Автотранспорт по?прежнему остается самым удобным способом доставки товаров и продуктов во все уголки необъятной Родины. Растет авторынок – увеличиваются объемы продаж нефтепродуктов. Казалось бы, равновесие… Увы, цены на бензин также растут, и очень активно.

Прогнозы

Ситуация была спрогнозирована. Еще в начале года министр энергетики РФ Александр Новак предсказал, что рост цен на топливо в 2013 году составит от 13?% до 14?%. В сравнении с прошлым годом рост цен будет больше. Так, по данным Российского топливного союза, розничные цены на бензин в 2012 году выросли на 6–7?%, цены на дизельное топливо увеличились на 1213?%. Причем официальная годовая инфляция составила 6?%, акцизы выросли в среднем за год на 7?%.

В этом году рост цен на бензин будет вдвое выше. По мнению аналитиков, столь стремительный рост цен вполне оправдан и логичен. В РФ расходы, связанные с производственным процессом, не являются основной составляющей цен на топливо. Около 60–65?% в структуре цены бензина занимает налоговая нагрузка.

Так, с 1 января 2013 года существенно выросли акцизы на бензин классов

3 и 4, а также на дизтопливо всех классов. Во втором полугодии предусмотрен незначительный рост акцизов на бензин класса 4, повысился налог на класс 5, несущественно вырастут акцизы на дизельное топливо класса 4 и 5. Причем за счет того, что розничные цены на бензин зависят не только от инфляции, но и от ставки акцизов, можно сделать вывод, что цены на бензин будут расти более высокими темпами, нежели на другие потребительские товары.

По прогнозам Российского топливного союза, рост акцизной ставки с 1 января 2013 года может привести к росту цен на бензин в среднем на 1,7 рубля. И эти прогнозы практически оправдались. Так, по прогнозам, цены на 92?й бензин к июлю должны были вырасти с текущих уровней в среднем на 5,7?% – до 30 рублей за литр. Примерно так он сейчас и стоит.

Не могут упустить свою выгоду и нефтяные компании. Напомним, что в первом полугодии 2012 года нефтяные компании не имели права повышать цены, 

испытывая административное давление перед выборами. И потому именно со второго полугодия прошлого года розничные цены на бензин стали неуклонно расти. При этом только в конце 2012 года компании начали выходить на нормальную прибыль.

Еще одна причина роста цен на бензин – мировая тенденция подорожания нефтепродуктов. Но в России, в отличие от арабских стран, Египта, Венесуэлы, государство не дотирует и не регулирует стоимость бензина для населения. А потому граждане Российской Федерации платят за бензин столько же, сколько в любой стране мира, не имеющей нефтяных ресурсов и нефтеперерабатывающей промышленности.

И реалии

Рост цен на бензин и дизтопливо, безусловно, вызывает недовольство населения. Решение проблемы нашли в Министерстве энергетики РФ. Чиновники предложили существенно сократить объемы производства бензина экологического класса Евро-5. Решит ли это проблему?

– Сокращение создаст дополнительные проблемы, – считает Тамара Касьянова, кандидат экономических наук, генеральный директор 

«2К-Аудит-Деловые консультации?/?Морисон Интернешнл». – Многие нефтеперерабатывающие компании вложили многомиллионные средства в производство бензина с более высокими экологическими характеристиками. Но если следовать рекомендациям Минэнерго, то необходимо вернуться к прежним нормам. Это опять потребует капиталовложений, и все затраты опять лягут на автомобилистов. Так что это не принесет желаемого снижения стоимости.

По мнению Тамары Касьяновой, более эффективным методом снижения стоимости бензина для граждан может стать сокращение налоговой составляющей в стоимости топлива. Сейчас большая часть, 54?% стоимости горючего, – это разнообразные налоги. Добыча, переработка и доставка составляют всего 24?%, а все остальное – это доход АЗС и нефтяников.

Также следует внедрять современные технологии по переработке нефти. Россия существенно отстает по ­этому показателю относительно ведущих стран. 

Глубина переработки нефти в России составляет чуть более 70?%, а в США–92–93?%. Даже в бывших республиках СССР этот показатель – не ниже 80?%, а в странах-членах ОПЕК – не меньше 85?%. Сейчас ряд предприятий выходят на более высокие показатели, но их число все еще достаточно мало. Все это сказывается на стоимости бензина в нашей стране.

 

Еще не вечер…

И до конца года цены еще подрастут. Вполне вероятно, что российские автолюбители и профессионалы будут покупать нефтепродукты по еще более высоким ценам. По прогнозам аналитиков, бензин марки Аи-92 может стоить 34,5–37 рублей за литр, бензин марки Аи-95 – 37,5–41,6 рубля, дизельное топливо – от 35 до 39,6 рубля в зависимости от региона. Дорого? Возможно. Но ездить?то надо. Ездить и надеяться, что увеличится и рост благосостояния граждан великой страны. 

 

251