Главная / Статьи / Культура / Спектакли губахинского молодежного театра-­студии Доминанта

Культура

Спектакли губахинского молодежного театра-­студии Доминанта

Посмотреть спектакль и насладиться уникальными видами природы Западного Урала одновременно можно только в Губахе

Спектакли губахинского молодежного театра-­студии «Доминанта» целый месяц шли «на природе». Так называемые ландшафтные спектакли сегодня стали достаточно популярны во всем мире. Не исключение и Прикамье. Хотя аншлага не было даже на премьере – и тысячи зрителей не заполнят ни гору Крестовую, ни Каменный город. А именно эти уникальные памятники природы и стали декорациям к спектаклям.

Театр «Доминанта» известен далеко за пределами Губахи. Он «вырос» из детского театра «Диалог». Сегодня студия «Доминанта» – это творческий союз профессионального, народного и детского театров. В целом в списке театральных спектаклей более 60 пьес, от классики до современности.

В июне в Губахе начался Театральный ландшафтный фестиваль, зрителям которого и были продемонстрированы творческие возможности и режиссера, и актеров, и писателей. Уникальный проект, осуществленный совместно со шведскими коллегами по жанру театра, получил название «Тайны горы Крестовой». Открытие его состоялось 28 июня, перед зрителями выступила балетная группа пермского оперного театра, представив удивительно красивую постановку «Балет на закате».

А затем фестивальную эстафету подхватила «Доминанта». Актеры представили публике знакомые уже по театральному репертуару спектакли «Ромео и Джульетта» и «Леди Макбет Мценского уезда», перенеся действие с театральной сцены на фон живой природы. А в завершение фестиваля состоялась премьера, которую по праву можно назвать мировой, – спектакль по пьесе шведской писательницы Христианы Свенсон «Благородные птицы». Для фестивального проекта именно этот спектакль стал самым заметным событием.

– До нас никто эту пьесу не ставил, – отметила Любовь Зайцева, художественный руководитель молодежного театра «Доминанта». – Писательница сама по своему роману сделала инсценировку и вышла на нас с предложением поставить спектакль. Он изначально планировался именно как ландшафтный. Мы в процессе работы немного изменили пьесу, откровенно говоря, слегка сократили. Например, вырезали все «постельные» сцены. По замыслу автора, их должно быть не менее трех. На наш взгляд, в этом нет необходимости.

Действительно, необходимости в постельных сценах я как зритель не почувствовала. Любовь была – в движении, прикосновении, музыке, да и вся гора Крестовая просто дышала любовью…

Спектакль весьма реалистичен – и это тоже его достоинство. Не стоит пересказывать содержание пьесы, она – о любви. Но стоит сказать, что это любовь двух людей, чья жизнь тесно связана с автогонками. Собственно, это и есть первое действие спектакля – автогонки. Неподготовленный зритель вряд ли сможет отличить реальность от постановочного действия. Разбитая и размытая колея, ревущие «УАЗы», забрызганные грязью до крыши и несущиеся на предельной скорости по этой колее…. Мгновение – и машина, застыв на секунду, вдруг валится на бок. На выручку водителю спешат соперники и зрители – все это весьма далеко от драматургии. Полное ощущение реальности происходящего… А потом – еще одна авария, «скорая помощь», носилки и беспомощный человек на них… В ландшафтном спектакле стирается театральная условность, но отсутствует и нарочитая реальность кино – все происходит здесь и сейчас, и зритель с первых минут перестает быть зрителем, а становится соучастником, если хотите – актером массовки…

Мгновенная вовлеченность поначалу мешает актерам в игре в следующей сцене – на другой площадке и в другом сценическом воплощении. Это просто поляна в лесу, просто пикник, просто общение близких людей. И зрителям пока сложно сразу перестать быть соучастником и стать просто наблюдателем действа…

А сюжет стремительно раскручивается, и камерность общения двух влюбленных меняется во времени – шагнув на добрый десяток лет вперед, и в пространстве – теперь спектакль перемещается на открытую площадку, поближе к скалам. А сценой становится валун огромного размера. Это – ресторан, где герои празднуют победу в соревнованиях, это – томление любви, ведь герои – брат и сестра, это томление ­страсти, которую четко передает саксофон… Живой звук саксофона под открытым небом особенно чист и прекрасен…

Финал спектакля оказывается намеренно приближен к Уральским ­горам. Главные герои признаются, что есть проблемы с общим бизнесом, и собираются ехать к партнеру для разговора. Куда? Разумеется, в Россию. Чуть позже выясняется, что партнер уже убит да и нашим героям грозит опасность. А затем зрители вместе с героями оказываются в западне, «на мушке» у снайперов, под неусыпным надзором бандитов. И, разумеется, – погоня, опасность, боевики, спускающиеся на веревках в вершин скал, взрыв!

Накаленность момента и драматизм гибели любимого, переживаемый героиней, несколько снижается от внезапного появления матери героев (в России! Посреди бандитской разборки!). Мама успокаивает страдающую от гибели любимого дочь и торжественно заявляет, что родственные связи между влюбленными есть, но не такие близкие – мальчик был усыновлен в детстве… Легкий комизм появления матери сглаживается появлением главного героя – пострадавшего от взрыва, но живого и любимого…

Спектакль получился очень зрелищным. В нем задействовано задействовано 56 артистов, четыре спортивных внедорожника «УАЗ», один джип Hyundai Tucson, мотоцикл, различные пиротехнические устройства.

Все премьерные дни труппа переживала о том, состоится ли спектакль, так как прогнозы погоды были неутешительны. И все же все премьерные показы состоялись. Лишь в финале одного из показов пошел, нет – хлынул, ливень, но на этот счет труппа подстраховалась, и зрители получили дождевики и зонтики, так что промокнуть никто не успел.

Премьерный показ стал последним спектаклем фестиваля. Но уже сейчас режиссер Любовь Зайцева и актеры труппы мечтают, каким станет фестиваль следующего года. Зрители приезжают сюда не только из Губахи, но и из Перми, Соликамска, Екатеринбурга… А потому фестивалю – быть. Что касается меня, то я обязательно приеду сюда в следующммммммем году и обязательно возьму с собой друзей. Это надо видеть.

26