Главная / Статьи / Общество / Право на светлое будущее

Общество

Право на светлое будущее

Павел Миков: «С детством я не расставался никогда»

Его называют заступником сирот. Ему доверяют. Каждое утро этого человека начинается с чтения обращений к уполномоченному по защите прав детей – десятки таких писем приходят к Павлу Микову, и за каждым – боль и слезы детей. Надо иметь огромное сердце, чтобы не сломаться, чтобы помочь, поддержать, защитить. Он – не сломается.

Отчим домом стал детский дом

Павел Миков воспитывался в детском доме. Но сиротой себя не считает. Потому что ему повезло: рядом были те, кто его уважал и любил, учил добиваться цели, верить в справедливость и собственные силы.

Павел Миков родился в Губахе, городе шахтеров. Но родиной своей считает Суксун. Ведь Губаху почти не помнит… Как и родителей.

Родиной для Павла стал Суксун. А отчим домом для него и двух его ­братьев – Суксунский детский дом. Было ему всего шесть лет, когда братьев Миковых привезли в Суксун. Детский дом был большой – на 150 воспитанников. И практически новый – всего двенадцать лет прошло с момента открытия.

– А вскоре случился у нас пожар, – вспоминает Павел Владимирович. – Полздания сгорело. Детский дом разукомплектовали. Мне и братьям повезло – мы остались здесь. А численность воспитанников упала почти в три раза. И мы жили в этом доме большой и дружной семьей, где старшие опекали младших, где для всех находилось и доброе слово, и доброе дело.

С особой благодарностью вспоминает Павел Владимирович директора детского дома Тамару Петровну Топычканову. Совсем молодой девушкой пришла она сюда работать воспитательницей и до самой пенсии осталась верна дому и воспитанникам. И относилась к детям действительно по?матерински.

– У меня от нашего дома остались самые теплые воспоминания, – говорит Павел Миков. – Ощущения ­обездоленности у нас не было. Да и в селе нас принимали за своих. Учились в школе, дружили с одноклассниками. Тогда не то что законов о патронате или приемных семьях – практики такой не было. А нас на выходные и каникулы забирали родители наших школьных друзей. Тамара Петровна брала ответственность на себя и действовала вопреки существующему законодательству. Изолированными от общества мы не были.

Более того, в жизни братьев Миковых появилась семья, которую Павел Владимирович называет родной. Это семья Кабановых, родителей Сергея Кабанова, одноклассника и друга Павла. Михаил Евгеньевич и Людмила Ивановна дали мальчишкам бесценный опыт семейной жизни.

А первый опыт трудовых отношений Павел получил в детском доме. В четырнадцать лет он был ­трудоустроен на каникулах рабочим по уходу за животными. Проще – работал на свиноферме. Хозяйство в детском доме было большое. Работы хватало всем. Так появилась первая запись в трудовой книжке Павла Владимировича Микова.

– Работал я и дворником, и разнорабочим, – улыбается Павел Владимирович. – И очень благодарен за это Тамаре Петровне. Нас, подростков, она старалась устроить работать, чтобы у нас были хоть какие?то карманные деньги. И мы старались оправдать ее доверие, работали на совесть.

Учились, кстати, тоже хорошо. После окончания школы Павел Миков поступает учиться в Пермский педагогический университет, на исторический факультет.

– И снова не устаю благодарить Тамару Петровну и семью Кабановых, – добавляет Павел Владимирович. – У студентов жизнь не самая легкая. И Михаил Евгеньевич и Людмила Ивановна очень меня поддерживали. Мне, как и многим другим студентам из села, привозили продукты, домашние заготовки, соленья­варенья. А наш детский дом стал местом моей педагогической практики. В восемнадцать лет, после окончания первого курса, я вернулся сюда воспитателем, и каждое лето ездил с группой воспитанников в детские оздоровительные лагеря. Это замечательная педагогическая практика, а для студента еще и отличная подработка.

Трудный и талантливый 7 «В»

Казалось, судьба Павлу вернуться в родной детский дом сначала воспитателем, а потом и заменить директора на ее нелегком посту. Однако в девяностых ситуация в стране стала резко меняться. Было признано право ребенка жить в семье. Началось развитие семейных форм устройства детей. И Тамара Петровна, сердцем уловив новые веяния, посоветовала воспитаннику остаться в Перми.

Место работы искать не пришлось. Еще в студенческие годы Павел Владимирович Миков проходил практику в школе №?7 Перми. И сразу после защиты диплома молодому специалисту предложили занять вакантную должность учителя.

– Седьмая школа и в советские времена была одной из самых престижных, попасть туда на работу было сложно, – говорит Павел Миков. – Понятия «на конкурсной основе» еще не было, но уже выбирали педагогов на конкурсной основе. Нас – претендентов на место учителя – было трое. Молодой педагог, стажист с двадцатилетним опытом работы и я – выпускник вуза. По итогам собеседования я был принят на работу учителем истории и обществознания, классным руководителем в средней общеобразовательной школе №?7 с углубленным изучением английского языка.

Шел 1998 год. Год дефолта и экономического кризиса. Невыплат пенсий и зарплат бюджетникам. Безработицы и забастовок шахтеров. Выжить в трудное время Павлу Владимировичу помогли его названные родители – Кабановы.

Ученики встретили нового учителя не особо ласково. Девчонки, правда, пожалели: «Вам очень не повезло.
Доведут вас мальчишки, сами от нас откажетесь». Не отказался. Более того, не самый удачный седьмой «В» класс к выпускному стал самым дружным. И пусть медалистов было всего двое, но по душевности, сплоченности, единению коллектива – особенный в параллели.

– По себе знаю, что у подростков накапливается много неизрасходованной энергии. Если ее некуда девать – надо просто отдать ее другим, – делится Павел Владимирович. – И здесь опять вспомню своего директора детского дома Тамару Петровну Топычканову. Она предоставила нам площадку для общения подростков. Провел родительское собрание и предложил поездку детей в детский дом на три дня. Восемь семей согласились. Была разработана целая программа посещений. Ребята возвращались из таких поездок другими. Думающими. И общение стало традицией. Дважды в год – летом и зимой, во время каникул – мы ездили в детский дом. И ситуация стала меняться.

Строки автобиографии Павла Микова скупы: в 2004 г. перешел на работу в Пермский государственный педагогический университет.

За этими сухими строками многое: желание заняться наукой, найти новые грани соприкосновения истории и сегодняшнего дня, определить место гражданина в обществе, отстоять права человека.

А потому Павел Владимирович Миков поступает в заочную аспирантуру и переходит работать ассистентом на кафедру всеобщей истории педуниверситета. С 2003 года совместно с доктором исторических наук Андреем Сусловым активно участвует в создании Центра гражданского образования и прав человека. Кстати, в этом году центр отметил свое десятилетие. Как заместитель директора центра Павел Владимирович много занимается организационной работой. Выбор между наукой и работой учителя, между центром и школой был тяжелым. И школа проиграла.

Все эти годы Павел Миков ведет активную общественную деятельность. Он – член Пермского отделения Международного историко­просветительского и правозащитного общества «Мемориал», член правления Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека», член правления Пермского отделения Всероссийского детского фонда. В рамках своей общественной деятельности Павел Миков принимает активное участие в разно­образных проектах: просветительских, образовательных, правозащитных, ориентированных на обеспечение прав ребенка.

– С детством я, по большому счету, не расставался, – улыбается мой собеседник. – Особо хотел бы отметить дискуссионный клуб старшеклассников «Имею право». Проект проработал три года. Потом было прекращено финансирование… Клуб пришлось закрыть. А жаль…

От теории к практике

В 2005 году Павел Миков стал стипендиатом Международной программы Фонда Форда и поступил в аспирантуру Московской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кафедра истории и методики преподавания права и социально­экономических дисциплин.

Те, кто давно знают Павла Микова, говорят, что это его отличительная черта – стремиться к знаниям. Он не может и не хочет стоять на месте. И еще одна уникальная черта – найти практическое применение своим знаниям.

Потому ничего удивительного в том, что спустя два месяца после поступления в аспирантуру Павел Владимирович Миков стал старшим преподавателем на своей кафедре. В академии учились руководители систем образования со всей России, а потому проблемы российского образования стали еще более понятны молодому специалисту, и было интересно искать пути их решения.

Надо ли говорить, что аспирантуру Павел Миков окончил с отличием? И с головой окунулся в работу. В педагогическом, правозащитном сообществе Павел Владимирович стал известен как эксперт российского и международного уровня по вопросам образовательной политики, гражданского образования и образования в области прав человека, прав ребенка. Миков стал экспертом федерального оператора по реализации приоритетного национального проекта «Образование», который курировала академия. Немало пришлось поездить по стране, чтобы изучить ситуацию и сделать выводы: как возродить российскую школу. По поручению Министерства образования Российской Федерации Павел Миков также представлял Российскую Федерацию в Совете Европы, привлекался в качестве эксперта по гражданскому образованию, правам человека, защите прав ребенка в международных проектах Российской Федерации и Европейского Союза.

– И все больше понимал, как важно для нас обучение правам человека еще на школьной скамье, – дополняет Павел Владимирович. – Поэтому активно участвовал в создании учебников по правам человека, есть научные и учебно­методические публикации по проблемам права, прав человека, прав ребенка, методики преподавания правовых дисциплин…

Так уж получилось, что больше всего Павла Микова занимали как раз проблемы детей­сирот, инвалидов. И он отстаивал их на самом высоком уровне. Активного специалиста заметили и за рубежом, пригласили на стажировку в университет Арканзаса, Соединенные Штаты Америки.

– Незадолго до отъезда раздался телефонный звонок, – вспоминает Павел Миков. – Звонила Татьяна Ивановна Марголина. Пригласила на должность уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае.

Снова выбор. И снова очень сложный. Ведь в Москве карьера складывалась отлично. Возвращение в Пермь уже не планировалось. Павел Миков попросил отложить разговор на те два месяца, что длится стажировка. И когда раздался повторный звонок – согласился.

– Уполномоченный по правам ребенка – на тот момент это была редкая должность, такие уполномоченные были всего в нескольких регионах, – говорит Павел Владимирович. – Теоретически я много работал в этом направлении. Пришла пора применять знания на практике.

День уполномоченного по правам ребенка напряжен и спрессован: обращения и письма, встречи и обсуждения проблем с чиновниками… Но главным для него остаются дети. Их права. Их защита.

– Чего бы я хотел от жизни? – задумывается Павел Владимирович Миков. – Счастья. В первую очередь – для наших детей. Чтобы все права каждого ребенка были соблюдены – право на жизнь, на образование, на сохранения здоровья, на семью… Хочу, чтобы у ребенка было право на светлое будущее.

330